05.12.2013

За что сажают моряков?

«Раньше все только и мечтали выйти замуж за моряка. А теперь, смотрю, эта профессия становится все более опасной – то пираты нападут, то в тюрьму моряк на чужбине попадет. Неужели нашим мужьям и сыновьям нет защиты? Римма Алексеевна».

Самая распространенная причина возбуждения уголовных дел против моряков – это загрязнение окружающей среды. К такому выводу пришли представители правозащитной организации Seafarers’ Rights, сообщает «Новороссийский рабочий».

На втором месте по частоте привлечения моряков к уголовной ответственности – столкновение судов, на третьем – нарушение требований техники безопасности со смертельным исходом.

Попасть за решетку больше других рискуют капитаны, против них возбуждается более 23% дел. Ответственность за 15% от общего количества происшествий пытаются повесить на электромехаников и по 10% – на третьих помощников, старших механиков и донкерманов.

Нередки случаи, когда моряки добросовестно перевозят грузы, а при вскрытии контейнеров обнаруживается контрабанда. 

Новороссиец Валерий Погожев по обвинению в контрабанде сигарет отсидел в греческой тюрьме более трех лет. Капитан уверен: дело против него было сфабриковано. Но больше всего его разочаровало бездействие судовладельца. «Когда меня выпустили под залог, то фактически выбросили на улицу ждать следующего суда без права выезда с территории Греции, – рассказывает он. – Газеты тогда писали, что судовладелец обеспечил меня жильем и работой. На самом же деле я оказался предоставлен сам себе в чужой стране без копейки».

– В скорейшем и благополучном разрешении подобных инцидентов большую роль играет поведение работодателя, – говорит инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) Игорь Холявка. – Когда речь идет о субстандартных судах под удобными флагами, судовладельцы часто полностью самоустраняются от решения проблемы.

Для того чтобы узнать, какие еще опасности могут поджидать моряка, мы обратились к представителям нескольких международных юридических фирм. Они акцентировали внимание наших читателей на том, что сегодня криминализация моряков – это нередко результат неправомерных действий судовладельцев.

Какие рекомендации можно дать, если все же случилась беда? Самое первое, что морякам советуют адвокаты, – необходимо поставить в известность российские консульские учреждения в той стране, где произошел арест. Особенно это касается стран с неустоявшейся государственно-правовой системой: Восточная и Западная Африка. Консульства, как правило, имеют на примете местного доверенного адвоката, который знает национальные особенности уголовного процесса. Одновременно нужно связаться с представителями профсоюза и Международной федерации транспортников (МФТ), имеющей широкую сеть квалифицированных морских адвокатов по всему миру. Также важно как можно скорее сообщить об инциденте родным, ведь их решительная гражданская позиция может привлечь государство и общественные организации к оказанию помощи морякам.

А в качестве предупредительной меры трудоустраиваться рекомендуется только через круинговые агентства с надежной репутацией и только в компании, которые известны с положительной стороны.

↑ 

Наверх