25.11.2013

Хороший вопрос … плохой ответ

Министерство транспорта Российской Федерации решило провести онлайн-опрос «Оценка работы по противодействию коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации, проводимой должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Минтрансе России, в 2013 году» по трем параметрам: высокий, средний и низкий уровни. Голосование проводится с 21 ноября 2013 г. по 31 декабря 2013 года.

Ничего подобного – в смысле проведения опросов по оценке работы сотрудников данного ведомства в столь щекотливой области, как противодействие коррупции – за Минтрансом России ранее не наблюдалось. На момент размещения этой статьи на сайте БТО РПСМ, подавляющее большинство проголосовавших сочло работу Минтранса неудовлетворительной.
Поскольку опрос не подразумевает под собой никаких комментариев, почему, собственно говоря, оценивают именно так, остается только догадываться. Но можно предположить, что положительную статистику проводимого опроса в немалой степени «портит» «Положение о дипломировании членов экипажа морских судов». Эта своего рода, как говаривал Остап Бендер, «один из 400 сравнительно честных способов отъема денег» у наших граждан, причем на государственном уровне. Правда, чиновники Минтранса клянутся, что по-другому никак нельзя, поскольку есть еще международные требования, которые Россия обязалась соблюдать. На практике же получается, что в основной своей массе все эти требования оказываются завышенными на национальном уровне. Вот здесь-то коррупционная составляющая и зарыта, поскольку моряки поставлены практически в безвыходное положение: им приходится мириться с навязываемыми правилами игры, по которым многие вопросы без солидной суммы денег, уймы потраченного времени, не решить.

Если следовать минимальным стандартам международной конвенции «ПДНВ», для продления срока действия рабочего диплома судоводителей требуется подтвердить свою профессиональную компетентность, выполнив одно из трех условий и прослушать курс лекций, содержащих информацию об изменениях в соответствующих национальных и международных правилах относительно безопасности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды. Таким образом, судоводителю достаточно предъявить справки о плавании (одно из условий), подтверждающие стаж его работы на судах в общей сложности не менее одного года из предшествующих пяти лет, прослушать курс лекций, чтобы продлить срок действия рабочего диплома на следующие пять лет. Так поступают во всех цивилизованных морских странах.
У нас в настоящее время для этого нужно, кроме представления справок о плавании,  пройти подготовку по полным программам на УТС (программа конвенции СОЛАС-74), тренажерную подготовку по использованию РЛС и ГМССБ и т.д. На все про все могут уйти недели, плюс до 80 тыс. рублей, потраченных на курсы.

По «Положению» все моряки, закончившие средние учебные заведения до 1 июля 2013 года, могут продвигаться по служебной лестнице, т.е. стать капитанами и старшими механиками. Однако для тех, кто поступит в морские учебные заведения после 1 июля 2013 года и будет учиться по программам среднего образования, такая перспектива не светит. Вернее светит, но только в том случае, если моряк продолжит свое обучение по программе высшего образования. В общем, снова плати и трать время! Между тем «ПДНВ» лишь устанавливает минимальные требования к компетентности специалистов, но там не говорится ни слова, что продвижение по службе до уровня старшего комсостава невозможно без высшего образования. Оставь Минтранс все без изменений, то никакие международные нормы тоже не были бы нарушены! Однако чиновники почему-то говорят, что «ПДНВ» в то же время им не запрещает устанавливать свои требования в отношении образовательного процесса, пусть и более жесткие. А раз так, все, кто поступает в морские учебные заведения после 01 июля 2013 года, имейте в виду, при каких условиях вы сможете продвигаться по службе. Почему так, и не иначе? Ну, вот так кому-то хочется...
На этом фоне несколько странно смотрятся инициативы Минтранса, связанные с объединением морских образовательных учреждений. Нетрудно догадаться, что они не обходятся без последствий для моряков.

Например, в неуемной жажде объединений образовательных учреждений, прокатившихся по стране, чиновники слили легендарную «Макаровку» с «ЛИВТом». Так появился «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), которому, к вашему сведению, не подтвердили право на выдачу дипломов!?
Затеянный опрос Минтранс планирует проводить ежегодно, и РПСМ надеется, что в дальнейшем его организуют с возможностью оставлять комментарии, которые министр  транспорта РФ Максим Соколов может принимать к сведению. Вероятно, тогда  может получиться действительно откровенный разговор напрямую, в том числе и с морской общественностью, и соответствующая реакция на поднятые проблемы, которые требуют скорейшего решения.

По материалам сайта БТО РПСМ

↑ 

Наверх