18.11.2013

Точность навигации – залог безопасности

Все чаще идея автономного управления транспортными средствами будоражит умы ученых. Недавно немецкие специалисты инициировали проект по беспилотной морской навигации,  реализация которого позволит судам торгового флота выполнять дальние рейсы без экипажа. И пока мир размышляет, возможно ли это, финский изобретатель Юсси Коллин (Jussi Collin) предложил новое решение  в навигации. Юсси представил свое изобретение участникам семинара «Защита прав интеллектуальной собственности в России и Северных странах», проходившего 14-15 ноября в двух центральных городах Финляндии – Хельсинки и Тампере – при поддержке Совета Министров Северных стран, Балтийского института Финляндии и Национального совета патентов и регистрации Финляндии.

Как показывают многочисленные исследования, точность позиционирования и навигации является ключевой задачей для работы всей транспортной инфраструктуры: морских и воздушных портов, торговых судов, погрузо-разгрузочных комплексов, автоматических наземных транспортных средств контроля и слежения и т.п. Существующая Глобальная навигационная спутниковая система (GNSS) хороша, она позволяет определить местонахождение объекта с точностью до одного сантиметра, но бывают всякие «но», когда система дает сбой: плохие погодные условия, магнитные бури и т.п. Если говорить о морской отрасли, то это чревато серьезными последствиями, ведь это означает угрозу безопасности мореплавания, а значит, жизни моряков.

И если говорить о реализации «беспилотных» проектов серьезно, будь то судоходство или наземный транспорт, то точность навигации не должна зависеть от всевозможных внешних факторов, влияющих на прием сигнала со спутника.

Разработка Юсси Коллина, как показывают проведенные испытания, дает решение проблемы точности навигации, независимо от того, есть или нет сигнал со спутника. Изобретение выглядит крайне простым не только в исполнении, но и в применении. Речь идет о специальном сенсорном датчике IMU (Inertial Measurement  Unit), который можно легко установить на любое морское судно без применения сложного оборудования и привлечения дорогих специалистов. Если говорить об обычном автомобиле или грузовике, то датчик элементарно монтируется в колесо и точно считывает карту движения. Определить, где находится транспортное средство, не составит проблем: датчик не подвержен влиянию стихии, тяжелых сред, вибрации. Он легко монтируется, прост в эксплуатации и не требует дополнительного технического обслуживания. И, конечно же, самый главный вопрос – цена. Низкая стоимость датчика делает его по карману обычному рядовому автомобилисту. Правда, до промышленных масштабов производства этому изобретению пока далеко, оно только-только делает первые шаги.

Презентация проекта в Сколково, www.isense-sk.ru

В настоящее время Юсси Коллин активно работает со Сколково, и кто знает, может, именно в российском инновационном центре изобретение финна получит коммерческую реализацию. Тогда общество обретет новый полезный продукт, созданный в результате интеллектуальной деятельности, который, вполне может быть, даст новый толчок для развития инновационных технологий, экономики, конкурентоспособности России и Финляндии, а значит,  и роста нашего с вами благосостояния.

 
↑ 

Наверх