Несколько месяцев назад морская индустрия отмечала Международный день моряка. По иронии судьбы празднование Дня моряка совпало с инцидентом на судне «A Whale», который ярко продемонстрировал пропасть между долгом общества перед моряками и стремлением помочь брошенному экипажу.
Двадцать моряков с танкера «A Whale» (флаг Либерии) стали жертвами финансового краха судовладельца «TMT Co. Ltd.». Экипаж судна оказался в положении заложников близ Суэца. Моряки требовали выплаты задолженности по заработной плате, а гасить долги было уже некому.
Подобное обращение с моряками не может считаться правильным и справедливым. Выплачивается ли членам экипажа какая-то компенсация за пережитые страдания, даже если им заплатят причитающиеся деньги? Конечно нет, если учесть, что морякам с трудом возвращается то, что им положено за выполненную работу.
Между тем Российский профсоюз моряков (РПСМ) напоминает, что MLC-2006 предусматривает прямую ответственность судовладельцев за расходы моряков, связанные с их болезнью и травмами, за финансовое обеспечение в случае смерти моряка или долгосрочной потери им трудоспособности в результате профессиональной травмы, болезни или опасности, за покрытие расходов, связанных с медицинским обслуживанием, включая лечение, а также питание и проживание вне дома, за оплату расходов на погребение в случае смерти, произошедшей на борту судна или на берегу в период работы по найму. Кроме того, каждое государство – участник конвенции должно закрепить законодательно требование о том, чтобы судовладельцы, оперирующие судами под его флагом, предоставляли финансовые или другие гарантии, обеспечивающие надлежащую репатриацию моряков.
РПСМ будет добиваться от судовладельцев исполнения всех требований конвенции, так как каждый моряк имеет право на репатриацию без каких-либо затрат с его стороны в обстоятельствах и на условиях, установленных в национальном законодательстве.