22.10.2013

Опыт решает все!

Российское морское образование нуждается в качественном реформировании. Такого мнения придерживаются архангельские капитаны. Свою позицию относительно Положения о дипломировании  членов экипажей морских судов, завышенных национальных требований Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ-1978), слияния ГМА им. адм. С.О. Макарова и СПБГУ водных коммуникаций они изложили в письме, адресованном председателю морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрию Рогозину.

По мнению 20 капитанов, подписавшихся под обращением, положение дел по затронутым темам показывает, что чиновники принимают судьбоносные решения без учета мнения моряков, что противоречит политике руководства нашей страны, которая  требует широкого участия общественности в законотворческой деятельности.

В частности, капитаны просят председателя морской коллегии обратить внимание на требования ПДНВ-1978, которые слишком завышены по сравнению с установленными в документе нормами. К примеру, в отношении получения диплома старшего помощника капитана на суда валовой вместимостью 500 и более тонн. Согласно ПДНВ-1978 достаточно набрать 12-месячныцй стаж, чтобы получить диплом, наши же национальные требования – 18 месяцев.

Немаловажный аспект при продлении диплома – денежные расходы. Как известно, в советские времена государство несло это бремя, сегодня это головная боль судовладельцев и моряков. Надо отметить, что расходы немаленькие, как в денежном эквиваленте, так и временном.

«На дороговизне курсов по продлению рабочего диплома проблемы не заканчиваются. В нашей стране отсутствуют единые требования  к этой процедуре, – прокомментировал председатель Северной региональной организации Российского профсоюза моряков (Северная РО РПСМ) Александр Красноштан. – Например, в Архангельске самые дорогостоящие курсы выльются в 70 тысяч рублей, их продолжительность – 2, 5 месяца. Многие моряки работают в режиме 2 месяца через 2 месяца. И как им быть? Ответ один – покупать необходимые бумажки, а это – коррупция. Моряков понять можно, иначе в противном случае они лишатся работы. Выход один – необходимо выработать единый подход к продлению диплома с учетом реалий и специфик работы в море».

Для сравнения скажем, что в Санкт-Петербурге цена курсов и получения сертификатов составляет 80 тысяч рублей, а по срокам они займут до полутора месяцев. В Новороссийске –  около 100 тысяч рублей и 3 меясца. 

Что касается вопроса о необходимости иметь высшее образование для капитанов, старших помощников капитана, старших механиков и вторых механиков, то здесь авторы письма к Д. Рогозину занимают принципиальную позицию: «В  морском деле решающее значение имеет не уровень образования, а опыт, который для всех один, и сравнивать их просто смешно».

По существующему Положению о дипломировании карьерный рост морских специалистов со средним образованием выглядит следующим образом. Рассмотрим его на  примере судоводителя.

Выпускник среднего учебного заведения начинает карьеру в должности младшего  помощника капитана. В лучшем случае через 3 года он сможет приблизиться к должности старшего помощника. Дальше его карьерному росту помешает «недостаток образования»: он должен поступить в морской ВУЗ с продолжительностью обучения 5,5 лет.  Наверняка к моменту поступления у моряка будет семья. Может ли он позволить себе не работать в течение всех лет обучения в ВУЗе? Ответ очевиден.

Если же он поступит в ВУЗ на заочную форму, ему придется продолжать работать младшим помощником в течение тех же 5,5 лет. В общей сложности, чтобы стать старшим помощником капитана, моряк потратит на учебу 8,5 лет! Такого профессионального роста нет ни в одном флоте мира!

«В конечном итоге зарубежные коллеги будут быстрее занимать должности старших командиров, – считают капитаны. – Мы не являемся противниками высшего образования, но многолетний опыт на флоте показывает, что старшие командиры успешно работали и работают до сих пор, включая капитанов и старших механиков со средним образованием. Это факт. Нам небезразлична судьба провинциальных морских учебных заведений, куда с охотой всегда шли жители прилегающих приморских районов. Эти учебные заведения являются единственным шансом преуспеть в жизни детям из необеспеченных семей, так как учеба в ВУЗах им не по карману. В связи с этим мы предлагаем вернуться к действовавшему ранее Положению, которое давало право морякам работать на флоте в любой должности, как с высшим образованием, так и со средним. Только судовладельцы вправе решать, какого уровня специалисты им нужны».

Вместе с тем капитаны считают, что в настоящее время морское образование нуждается в серьезном реформировании: «Нет никакой необходимости в течение 5,5 лет готовить специалистов для морских судов. Жизнь показывает, что специалисты со средним образованием, полученным за два года и десять месяцев (поступившие с образованием 11 классов), обеспечивают нормальную работу судна, то переход на обучение продолжительностью в четыре года может решить вопрос качественной подготовки морских специалистов. Об этом говорит и зарубежный опыт морского образования. Объективно – бакалавриат является той формой образования, которая необходима во всех морских учебных заведениях России».

О слиянии двух отраслевых ВУЗов – ГМА им. адм. С.О. Макарова и СПБГУ водных коммуникаций – сказано немало. Капитаны разделяют мнение большинства, что реорганизация – ошибочное и противоестественное решение.

Российский профсоюз моряков во многом согласен с изложенными в письме капитанов тезисами и намерен встретиться с ответственными работниками из Минтранса РФ для обсуждения некоторых пунктов Положения о дипломировании членов экипажей морских судов. Одна рабочая встреча уже была запланирована: в ней должен был принять участие лидер СРО РПСМ Александр Красноштан, однако по неизвестным причинам она была отменена.


↑ 

Наверх