21.10.2013

Спрашивали? Отвечаем!

У большинства из нас имеются банковские пластиковые карточки. Кому-то они нужны по работе, кому-то просто для удобства и безопасности. В то же время, как следует из официальной статистики, количество мошеннических операций с пластиковыми картами постоянно растет. Так, только в России люди ежегодно теряют миллиарды рублей, пользуясь картами. Стать жертвой жуликов можно, расплачиваясь ею в магазине или ресторане, снимая деньги в банкоматах или совершая покупки с помощью Интернет. Зафиксировано множество случаев, когда граждане на пластике писали ПИН-код для удобства пользования. Потеря такой карточки неминуемо оборачивалась потерей денег. Но далеко не во всех случаях виноваты мы сами.

Один из моряков обратился к юристам Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) с вопросом – обязан ли банк возвратить ему денежные средства, списанные с пластиковой карты, без его согласия. Спрашивали? Отвечаем!

С 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» кредитным организациям придется отвечать перед клиентами за средства, потерянные ими при осуществлении электронных платежей в результате мошеннических действий.

По нормам данного Закона банк обязан будет возместить клиенту сумму операции, осуществленной при помощи электронного средства платежа, если клиент в течение дня после получения уведомления о совершении операции сообщит банку, что операция была выполнена без его согласия и (или) он утратил электронное средство платежа (ч. 11, 12 ст. 9 Закона «О национальной платежной системе»).

Кроме того, данным законом предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств обязан сообщать посредством направления уведомлений о каждой электронной транзакции. Если он не исполняет эту обязанность перед клиентом, то в соответствии с п. 13 ст. 9 данного Закона он должен возместить ему сумму операции в том случае, если она была совершена без ведома последнего.

Однако, в указанном выше законе, в п. 11 ст. 9, помимо обязанностей кредитной организации по возврату денежных средств, установлена и важная обязанность для клиента, при невыполнении которой, кредитная организация освобождается от обязанности возврата денежных средств в рассматриваемых случаях.

Так, в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

От себя добавим, вполне логично, что банкиры хотят избавить себя от обязанности возвращать незаконно снятые с пластиковых карт деньги сразу после получения заявлений клиентов, а заодно смягчить требование по поводу обязательной рассылки сообщений обо всех совершаемых по карте операциях. Поправки в 9 статью закона «О национальной платежной системе» обнародовал Национальный платежный совет.

Дело в том, что, как было отмечено ранее, действующая редакция закона обязывает банки возвращать средства после того, как клиент сообщил о незаконной операции, а уже потом разбираться в ситуации. В документе, который разработчики направили в Минфин, Минэкономразвития, Госдуму и Центробанк, возмещать деньги предлагается после рассмотрения заявления клиента по существу. Оно может занимать до 30 дней.

Поправки избавляют банки от необходимости рассылать клиентам уведомления о совершаемых по картам операциях. Прямое требование, которое сейчас есть в законе, авторы поправок заменили обтекаемой фразой об информировании «в порядке, установленном договором».

В пояснительной записке авторов законопроекта отмечается, что ни один из способов доставки сообщений – почтовое отправление, SMS-рассылка, электронная почта – не дает возможности «достоверно доказать ни содержание уведомления, ни даже сам факт его направления».

Девятая статья закона об НПС должна была заработать в 2013 году, но банкирам удалось пролоббировать отсрочку до 1 января 2014 года. Переносить сроки вступления в силу этих норм было бы неправильно. Если теперь их еще и изменят так, как предлагает банковское сообщество, то это полностью дискредитирует идею защиты прав клиентов банков.

По мнению юристов БТО РПСМ, которое совпадает с мнением практически всех держателей банковских карт, возврат денег кредитными организациями должен остаться в законе как обязательное требование. Таким образом, если банки станут более осмотрительно подходить к отбору своих клиентов, то ситуацию можно будет держать под контролем.

↑ 

Наверх