21.10.2013

Развивать ВВП необходимо! Но с кем?

На открытии заседания правительства премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал ряд заявлений. Их смысл сводился к тому, что нашей стране надо активнее использовать водный транспорт с учетом перегруженности автомобильных и железных дорог. Премьер также высказался по поводу того, почему этого до сих пор не произошло и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию.

«Необходимо рационально использовать наши естественные коммуникационные возможности, а именно внутренний водный транспорт», – отметил он. По словам Д. Медведева, в крупнейших промышленных странах Европы,например, в Германии и Франции, таким образом доставляется 10% общего объема грузов, несмотря на развитую сеть автодорог.

Вместе с тем, он признал, что за последние десятилетия ситуация в области внутренних водных сообщений стала существенно хуже, чем это было в прежний период. Более четверти гидротехнических сооружений, шлюзов, плотин фактически не отвечают современным требованиям. «Это замедляет скорость судов, уменьшает их загрузку, делает в конечном счете просто неудобным и неконкурентоспособным использование наших рек как водных дорог», –  продолжил Д. Медведев.

Нынешнее положение дел во многом объясняется длительным недофинансированием соответствующей инфраструктуры. При этом нынешние нормативы не покрывают затраты на ее содержание, а частные инвестиции приходят в отрасль недостаточно активно. Ситуацию призвана исправить стратегия Минтранса РФ по развитию водного транспорта, разработанная до 2030 года. Она предусматривает инвестиции в размере 2,26 трлн руб. При этом из федерального бюджета планируется получить 1,05 трлн руб., из бюджетов субъектов РФ – 13 млрд, еще 1,2 трлн руб. – привлечь из внебюджетных источников.

Ключевыми целями реализации стратегии станут частичное перераспределение грузопотоков с наземных видов транспорта на водный, рост конкурентоспособности отрасли, повышение доступности и качества услуг для грузоотправителей, а также повышение уровня безопасности водного транспорта для пассажиров.

Что и говорить, Дмитрий Медведев затронул, пожалуй, одну из самых больных тем. И переводить грузопотоки на водные пути, безусловно, жизненно необходимо. Однако в данном случае без создания достойных условий труда для тех, кто работает на речных судах, привлекательности морской профессии, подготовки кадров, ничего не выйдет. Так считает председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (БТО РПСМ) Александр Бодня.

– Членами нашего профсоюза являются моряки из разных уголков России, в том числе из крупных портовых городов и небольших речных, – говорит А. Бодня. – Поэтому мы имеем представление об истинном положении дел, сложившимся на реках и каналах. Интересно, знает ли премьер, сколько получают наши речники, работающие под российским флагом?

Так, зарплата рядового состава около 8 тыс. рублей – обычное явление. К тому же, никаких перспектив, плюс никакой работы в зимнюю навигацию. Неудивительно, что молодежи на таких судах вы практически не встретите. В основном ребята приходят для плавпрактики, а далее всеми способами стараются трудоустроиться под иностранный флаг на морские суда. Там и зарплата приличная, и условия, по крайней мере, на судах, работающих по колдоговору стандарта ITF/МФТ, на уровне. Конечно есть пароходства, где речникам платят до 60 тыс. руб., но это касается комсостава.

– Если бы премьер оказался на самом обычном речном судне, курсирующим по Волге, первое, чтобы ему бросилось в глаза – практически все члены экипажа за исключением кадетов, люди преклонного возраста,  – отмечает А. Бодня. – Но не спешите обвинять тех, кто стремиться работать под иностранным флагом в отсутствии патриотизма. Они бы, может, и рады вернуться под отечественный флаг, но семьи же тоже надо чем-то кормить. Я уверен, что люди с удовольствием станут работать под флагом России, когда почувствуют поддержку государства, и для них будут создана достойные условия труда с соответствующей зарплатой. Так что это не потерянные кадры для России, которым надо еще сказать «спасибо» за то, что не ушли на берег.

Отдельных слов заслуживает система морского образования, которую чиновники изрядно перетрясли. Слияние «Макаровки» с «ЛИВТом» лишь вершина айсберга. Ситуация такова, что все перемешалось в целях экономии, оптимизации затрат. Хорошо ли это или плохо? Может, по экономическим обоснованиям хорошо, но с точки зрения качества образования, подготовки плавсостава – никуда не годится.

– Нетрудно догадаться, куда подадутся выпускники того же самого Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, – говорит А. Бодня. – В морской флот, потому что там зарплаты гораздо выше. Они не идут ни в какое сравнение с теми, что платят на речке.

Но с кем тогда мы собираемся развивать внутренние водные пути? Совершенно непонятно!

– Надо строить и развивать такой флот, где работа считается почетной и уважаемой, вне зависимости, где работаешь на речке или в море, как в старые добрые советские времена, – подчеркивает лидер БТО РПСМ. – Куда подевались речные суда: обские, енисейские, амурские? Сегодня на реке царит полный бардак: старые, ржавые, да еще зарегистрированные в оффшорах судах. Вот что имеем. Судовладельцы только и занимаются тем, что изобретают всяческие схемы ухода от налогов, чтобы выжить. Им не до развития водных путей. Это тоже очень большая проблема, которую надо решать.

Россия – огромная страна. Внутренними водными путями можно перевезти огромные объемы грузов, которые сейчас доставляются наземным транспортом. Причем гораздо больше тех 10%, которые перевозят по Европе. Например, овощи и фрукты из Астрахани до Питера или Москвы. Конечно, в любой другой европейской стране это дело поставили на поток, но только не у нас.

– Дмитрий Медведев правильно говорит, что более четверти гидротехнических сооружений, шлюзов, плотин фактически не отвечают современным требованиям, –  продолжает Александр Бодня. – В частности, Беломорканал, который превратился в лужу. Как укор всему речному судоходству на Волге следует рассматривать 15 километровый мелководный участок верхнего пути (от Городца до Балахны) с гарантированной глубиной около 3,5 м., что в 55 км. от Нижнего Новгорода. Сделайте Волгу по-настоящему судоходной, чтобы суда с большей осадкой могли спокойно ходить, тогда и с переводом грузопотоков на внутренние водные пути будет гораздо легче! Но главное, это люди, поскольку сами по себе суда, речки, каналы обслуживаться не будут.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. На водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью. На российских реках функционирует более 130 портов. На учете в Речном регистре состоит 13 022 грузовых и пассажирских судна. При этом 94% грузов и 86% перевозок пассажиров выполняются предприятиями негосударственных форм собственности.

БТО РПСМ

↑ 

Наверх