10.10.2013

Куда моряку податься?

В конце сентября в Новороссийске прошло заседание Совета Российского профсоюза моряков – организации, объединяющей в своих рядах около 70 тысяч человек.

Для участия в этом мероприятии, на котором определялись стратегия и тактика развития профсоюза, собрались лидеры региональных организаций со всех крупных портовых городов России: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Ростова-на-Дону. В перерыве между заседаниями корреспондент «Новороссийского рабочего» побеседовала с председателем Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрием Сухоруковым.

— Юрий Юрьевич, какие наиболее актуальные задачи стоят сегодня перед вашим профсоюзом?
— Основной фронт работы неизменно охватывает традиционные направления: повышение уровня заработной платы плавсоставу, сохранение рабочих мест и обеспечение безопасных условий труда для российских моряков. Создавая РПСМ в 1991 году, мы изначально выбрали приоритетным направлением работу по увеличению зарплаты плавсоставу и будем продолжать двигаться этим курсом. В нашем понимании достойная заработная плата должна обеспечивать моряка и членов его семьи возможностями нормально развиваться, растить и обучать детей, заниматься спортом, отдыхать и получать качественную медицинскую помощь. Соответственно, эту задачу мы реализуем посредством заключения коллективных договоров международного стандарта с судоходными компаниями, в которых четко прописаны условия труда экипажа.

Другое актуальное направление работы – это практическая реализация Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве. Несмотря на то, что именно Россия стала 30-й страной, ратифицировавшей конвенцию, а это позволило документу вступить в силу, до сих пор в нашей стране отсутствует четкий механизм реализации Сводной конвенции.

— Что дает моряку членство в РПСМ?
— Профсоюз – это своего рода страховка. Человек может чувствовать себя защищенным, когда знает, что за его права будет бороться большая и сильная организация. На мой взгляд, это достаточная причина, чтобы находиться в рамках какой-то структуры. Если моряка обидят на судне, произойдет несчастный случай или судовладелец бросит экипаж, то в одиночку такие вопросы ему решить не под силу. Не всегда наши консульства за рубежом могут реально помочь – иногда из-за физической удаленности от порта, где стоит судно, иногда из-за отсутствия средств или времени. Единственная организация, которая в любом случае протянет моряку руку помощи, – это профсоюз.

— Как вы действуете в ситуациях, когда судно с российскими моряками оказывается брошенным в иностранном порту?
— Есть немало примеров, когда экипажи бросали в Африке без продуктов питания, воды и денег. Как правило, это рыболовецкие суда, но тем не менее наш профсоюз принимал самое активное участие в возвращении ребят на Родину. Прежде всего экипажу необходимо связаться с нами и сообщить о проблеме. Получив такой сигнал, мы обращаемся в Министерство иностранных дел РФ, у нас достаточно хорошие деловые отношения с консульским департаментом МИДа. Они связываются с соответствующим консульством за рубежом, и на судно направляется сотрудник. Если подтверждается, что на борту сложная ситуация, на исходе топливо, нет еды и воды, то профсоюз прежде всего изыскивает средства для обеспечения экипажа предметами первой необходимости. Затем начинается работа по репатриации моряков – либо за счет государства, либо средств судовладельца или своими силами. Большую помощь в подобных ситуациях нам оказывает Международная федерация транспортников (МФТ), которая имеет широкую сеть инспекторов практически в каждом порту мира.

— В последнее время обострилась проблема криминализации моряков. Чем профсоюз может помочь в таких случаях?
— Поскольку РПСМ является членской организацией МФТ и Европейской федерации транспортников (ЕФТ), то российский моряк может пользоваться всеми преимуществами этого членства. У МФТ заключены договоры с адвокатскими фирмами во многих странах мира. Это отличные специалисты с большим опытом работы по защите моряков в зарубежных судах. Так, несколько лет наш адвокат оказывал поддержку новороссийскому капитану теплохода «Примадонна», и в результате моряка освободили из заключения.

— Некоторое время назад МФТ запустила кампанию «Черное море позора». Как вы видите ее развитие и участие в ней российской стороны?
— Черное море не является основным маршрутом для трансконтинентальных перевозок грузов, это внутреннее море со своими традициями и правилами. Здесь работает множество компаний со старым флотом, которые зачастую задерживают или вообще не выплачивают зарплату экипажу. Бывали случаи, когда люди вообще вынуждены были работать за еду! Чтобы направить судоходство в регионе в цивилизованное русло, МФТ и ее членские организации разработали и утвердили специальный коллективный договор, который устанавливает достойный уровень оплаты труда моряков. Такой первый договор Российский профсоюз моряков заключил в прошлом месяце. Думаю, это должно стать примером для других морских профсоюзов-участников МФТ: Турции, Украины, Грузии, Румынии, Болгарии и Израиля. Не зря Черное море называют «морем позора», здесь практически отсутствует культура социально-трудовых взаимоотношений. И в то же время я уверен: совместными усилиями морских профсоюзов черноморского региона это удастся изменить.

↑ 

Наверх