РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
«Дело о крушении «Costa Concordia» попадает под давно существующую в судоходной индустрии проблему, которая вызывает глубокие опасения, – криминализация моряков», – считает обозреватель делового мира издательства «Guardian» Терри Макалистер.
«Многие эксперты проводят параллели между положением капитана круизного лайнера Франческо Скеттино и капитаном танкера «Exxon Valdez» Джозефом Хейзелвудом. 23 марта 1989 года с танкера в море вылилось свыше 10,8 млн галлонов нефти. Хейзелвуд был обвинен в нахождении в состоянии алкогольного опьянения, когда произошел этот инцидент у берегов Аляски. В результате аварии против капитана были выдвинуты обвинения, но все они были безуспешными, так как в результате разлива нефти никто не погиб.
Безусловно, произошедшая на Аляске катастрофа стала отправным пунктом, когда капитаны и офицеры стали привлекаться к уголовной ответственности за морские происшествия, а в США продолжилась политика по разработке национального Закона по борьбе с нефтяными загрязнениями окружающей среды 1990 года (OPA 90). После предъявления обвинений Хейзелвуду произошел ряд откровенно несправедливых уголовных дел, которые подняли волну протеста в судоходном мире.
Так, в 2003 году в результате загрязнения окружающей среды, экипаж «Tasman Spirit» в течение девяти месяцев находился в Карачи под стражей. В 2007 году капитан судна «Hebei Spirit» после разлива нефти был помещен в южнокорейскую тюрьму и провел в ней 18 месяцев. В качестве примера можно привести случай с теплоходом «Prestige», когда капитан танкера Апостолос Мангура был подвергнут уголовному преследованию, несмотря на то что он предупредил три страны о возможном крушении танкера, если судно не зайдет в порт. В результате авария и утечка нефти произошли у побережья Испании в 2002 году, а судебное разбирательство по данному инциденту идет до сих пор.
Есть достаточно оснований полагать, что резонансные случаи криминализации моряков (пик которых наблюдался пять и более лет тому назад) могли отбить всякое желание работать в морской профессии.
Дело о крушении «Costa Concordia» – это особый случай, в расследовании которого власти Италии и судебная система страны действуют спокойно и рационально.
Никто не будет спорить с тем, что у капитана «Costa Concordia» Франческо Скеттино нет весомых аргументов относительно своей роли в трагедии. Давайте надеяться, что правосудие в отношении Скеттино будет рациональным и справедливым в отличие от ряда резонансных уголовных дел против моряков.
Трагедия, произошедшая неподалеку от острова Джильо у побережья Тосканы, унесла жизни 32 человек. Слушания по делу «Costa Concordia» в отношении пятерых сотрудников круизной компании «Costa», которые пошли на сделку со следствием, были первой частью судебного разбирательства. Вторая часть, куда более эмоциональная, касается дела о непредумышленном убийстве, в котором обвиняется капитан «Costa Concordia». Франческо Скеттино находится на скамье подсудимых по обвинениям в крушении лайнера и его оставлении.
На лайнере, валовой вместимостью 114500 тонн на момент катастрофы оставалось несколько тысяч пассажиров. По суду общественного мнения, Скеттино виновен в случившемся. Гнев общественности, вызванный поступком капитана, который первым воспользовался спасательной шлюпкой на тонущем судне, понятен. Начальник береговой охраны Грегорио Де Фалько попросил вернуться Скеттино на борт судна.
Прокуроры утверждают, что капитан слишком близко подвел «Costa Concordia» к береговой линии, чтобы «салютировать» вышедшему на пенсию сотруднику круизной линии, с которым Скеттино был знаком, в результате чего лайнер ударился о скалы. Франческо Скеттино отрицает это, указывая на то, что на навигационной карте не были отмечены рифы.
Безусловно, Скеттино понесет ответственность за произошедшую трагедию, и будем надеяться, что он ответит по заслугам, как произошло с пятью сотрудниками компании «Costa Cruises».
Никогда не доставляет никакого удовольствия следить за теми, кто попал под судебное следствие в связи с исполнением своих должностных обязанностей, однако, возможно, после вынесения решения, семьи пострадавших почувствуют некоторое облегчение. Дело о крушении «Costa Concordia» попадает под давно существующую в индустрии проблему, которая вызывает глубокие опасения, – криминализация моряков», – написал Терри Макалистер для издания «TradeWinds».
Наверх