РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Новороссийске завершил работу совет Российского профессионального союза моряков (РПСМ). В течение двух дней 25-26 сентября члены решали в текущем порядке организационные вопросы, обсудили положение дел в организациях.
Началось заседание с минуты молчания – участники почтили память Александра Николаевича Шакшина, члена совета, безвременно ушедшего из жизни 5 июня.
В свете вступившей в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) на совете говорилось, что Россия, ратифицировавшая этот международный документ, оказалась не готова к работе с моряками по новым стандартам, отсутствует самое элементарное.
Например, у нас нет реестра медицинских учреждений, сертифицированных в соответствии с требованиями КТМС, где моряк может проходить медицинскую комиссию. Кроме того, РПСМ обращался в Минздравсоцразвития с вопросами, какую помощь помимо выдачи сертификатов будут оказывать сертифицированные медучреждения, будут ли они заниматься лечением моряков, но внятного ответа на сегодняшний день так и нет. Минздравсоцразвития хранит молчание.
Вообще в части медицинского обеспечения у РПСМ много вопросов. Профсоюзу известно несколько случаев, когда моряки, прошедшие медкомиссию и признанные годными для работы в море, выходили в рейс, а буквально через неделю-месяц у них обнаруживалась не какая-нибудь обычная простуда, а раковое заболевание четвертой степени! Возникает справедливый вопрос – как они вообще умудрились пройти медкомиссию? Как после ее прохождения моряки оказываются на борту судна с такими заболеваниями?
Получается, что, с одной стороны, требования медкомиссий вроде как завышены, с другой – качество их проведения не позволяет выявить, болен человек или действительно здоров.
Разумная продолжительность медицинских курсов – еще один «больной» вопрос. Как рассказал Александр Красноштан, председатель Северной региональной организации РПСМ, на совещании в Мурманске, посвященном выработке концепции, говорилось об обучении плавсостава по оказанию медицинской помощи. Там прозвучало, что моряки должны будут тратить на освоение врачебных навыков три с половиной месяца!
Но это пока в проекте, поэтому РПСМ будет категорически настаивать на разумной продолжительности медицинских курсов.
Говорилось на совете и об отсутствии в России компетентного органа и признанной организации по выполнению инспекции судов. Так, представители Российского регистра морского судоходства в Новороссийске, приглашенные на заседание совета, отметили, что основная проблема при освидетельствовании судов – определение лица, ответственного за выполнение КТМС. Проблема заключается в том, что трудно определить реального работодателя. Для заключения колдоговора это основной момент, но, как показывает практика, даже на судах под российским флагом очень часто работодателем является собственник, зарегистрированный на далеких островах, и ответственность за выполнение требований КТМС берет совершенно другая компания.
Сами моряки пока слабо представляют, что такое КТМС, для них этот «Билль о правах моряков» пока ассоциируется с еще одним проявлением бумажной бюрократии и волокиты. Жаловаться на работодателя они не хотят, боятся последствий, поэтому, как правило, говорят: мы всем довольны, хотя сотрудники регистра, инспектирующие суда, предлагают передавать их жалобы на конфиденциальной основе в ту же инспекцию по труду РФ или компетентным органам государства флага.
В таких обстоятельствах, отметили представители РС, нам было бы легче работать с профсоюзом, но у нас нет методики по привлечению профсоюза.
Минтранс же пока изобретает новые инструкции, прикрывающие неготовность России жить и работать по КТМС. Смысл последней сводится к тому, что если на судне нет сертификата о соответствии КТСМ, то никаких мер к такому теплоходу применять в течение года не надо. Морские администрации портов приняли инструкцию буквально. Так, в Калининграде проверили судно, на котором не было сертификата, пришли к начальнику МАПа, а тот сказал, что действует в соответствии с указаниями Минтранса, в течение года ничего делать с этим судном не собирается и показал письмо из этого ведомства.
В ближайшее время РПСМ направит в Минтранс официальное письмо с просьбой разъяснить, что же все-таки имеется ввиду: что правила КТМС не будут действовать в течение года или что-то другое.
В центре внимания членов совета оказалась ситуация в Хабаровском крае и Амурской области, где в зону подтопления попали дома моряков.
- К нам пока обратились 15 моряков, - рассказал Валерий Березинский, зампредседателя Тихоокеанской организации (ТРО) РПСМ. – Им требуется наша помощь.
Члены совета откликнулись на инициативу ТРО РПСМ и решили организовать сбор средств для помощи пострадавшим семьям моряков. В ближайшее время мы сообщим номер банковского счета, куда все желающие также смогут перечислить средства и помочь попавшим в беду людям.
Пока в ТРО РПСМ обратились 15 человек, но, вероятно, их окажется больше, кто-то из моряков может быть в рейсе. Как заметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков, «когда беда приходит, надо помогать».
Следующее очередное заседание совета запланировано провести в марте будущего года в г. Москва.
Наверх