27.09.2013

«Когда приходит беда, надо помогать»


В Новороссийске завершил работу совет Российского профессионального союза моряков (РПСМ). В течение двух дней 25-26 сентября члены решали в текущем порядке организационные вопросы, обсудили положение дел в организациях.

Началось заседание с минуты молчания  – участники почтили память Александра Николаевича Шакшина, члена совета, безвременно ушедшего из жизни 5 июня.

В свете вступившей в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) на совете говорилось, что Россия, ратифицировавшая этот международный документ, оказалась не готова к работе с моряками по новым стандартам, отсутствует самое элементарное.

Например, у нас нет реестра медицинских учреждений, сертифицированных в соответствии с требованиями КТМС, где моряк  может проходить медицинскую комиссию. Кроме того, РПСМ обращался в Минздравсоцразвития с вопросами, какую помощь помимо выдачи сертификатов будут оказывать сертифицированные медучреждения, будут ли они заниматься лечением моряков, но внятного ответа на сегодняшний день так и нет. Минздравсоцразвития хранит молчание.

Вообще в части медицинского обеспечения у РПСМ много вопросов. Профсоюзу известно несколько случаев, когда моряки, прошедшие медкомиссию и признанные годными для работы в море, выходили в рейс, а буквально через неделю-месяц у них обнаруживалась не какая-нибудь обычная простуда,  а раковое заболевание четвертой степени! Возникает справедливый вопрос – как они вообще умудрились пройти медкомиссию?  Как после ее прохождения  моряки оказываются на борту судна с такими заболеваниями?

Получается, что, с одной стороны, требования медкомиссий вроде как завышены, с другой – качество их проведения не позволяет выявить, болен человек или действительно здоров.

Разумная продолжительность медицинских курсов – еще один «больной» вопрос. Как рассказал Александр Красноштан, председатель  Северной региональной организации РПСМ, на совещании в Мурманске, посвященном выработке концепции, говорилось об обучении плавсостава по оказанию медицинской помощи. Там прозвучало, что моряки должны будут тратить на освоение врачебных навыков три с половиной месяца!

Но это  пока в проекте, поэтому РПСМ будет категорически настаивать на разумной продолжительности медицинских курсов.

Говорилось на совете и об отсутствии в России компетентного органа и признанной организации по выполнению инспекции судов. Так, представители Российского регистра морского судоходства в Новороссийске, приглашенные на заседание  совета, отметили, что основная проблема при освидетельствовании судов – определение лица, ответственного за выполнение КТМС. Проблема заключается в том, что трудно определить реального работодателя. Для заключения колдоговора это основной момент, но, как показывает практика, даже на судах под российским флагом очень часто работодателем является собственник, зарегистрированный на далеких островах, и ответственность за выполнение требований КТМС берет совершенно другая компания.

Сами моряки пока слабо представляют, что такое КТМС, для них этот «Билль о правах моряков» пока ассоциируется с еще одним проявлением бумажной бюрократии и волокиты. Жаловаться на работодателя они не хотят, боятся последствий, поэтому, как правило, говорят: мы всем довольны, хотя сотрудники регистра, инспектирующие суда, предлагают передавать их жалобы на конфиденциальной основе  в ту же инспекцию по труду РФ или компетентным органам государства флага.

В таких обстоятельствах, отметили представители РС, нам было бы легче работать с профсоюзом, но у нас нет методики по привлечению профсоюза.

            Минтранс же пока изобретает новые инструкции, прикрывающие неготовность России жить и работать по КТМС.  Смысл последней сводится  к тому, что если на судне нет сертификата о соответствии КТСМ, то никаких мер к такому теплоходу применять в течение года не надо.  Морские администрации портов приняли инструкцию буквально. Так, в Калининграде проверили судно, на котором не было сертификата, пришли к начальнику МАПа, а тот сказал, что действует в соответствии с указаниями Минтранса, в течение  года ничего делать с этим  судном не собирается и показал письмо из этого ведомства.

В  ближайшее время РПСМ направит в Минтранс официальное письмо с просьбой разъяснить, что же все-таки имеется ввиду: что правила КТМС не будут действовать в течение года или что-то другое.

В центре внимания членов совета оказалась ситуация  в Хабаровском крае и Амурской области, где в зону подтопления попали дома моряков.

- К нам пока обратились 15 моряков, - рассказал Валерий Березинский, зампредседателя Тихоокеанской организации (ТРО)  РПСМ. – Им требуется наша помощь.

Члены совета откликнулись на инициативу ТРО РПСМ и решили организовать сбор средств для помощи пострадавшим  семьям моряков. В ближайшее время мы сообщим номер банковского счета, куда все желающие также смогут перечислить средства и помочь попавшим в беду людям.

Пока в ТРО РПСМ обратились 15 человек, но, вероятно, их окажется больше, кто-то из моряков может быть в рейсе. Как заметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков, «когда беда приходит, надо помогать».

Следующее очередное заседание совета запланировано провести в марте будущего года в г. Москва.



↑ 

Наверх