25.09.2013

Плавающая цифра

Приватизация освободила советского моряка…от государства, от работы под своим флагом, от постоянной занятости. Распалась цепь великая, распалась и ударила. Одним концом по флоту, а другим – по гарантированному трудоустройству. Применительно к Калининграду это выглядит так.

Если в 92-му году имелось примерно 40 тысяч работников плавсостава, которых можно было легко подсчитать, ведь работодателем было государство, то сколько их осталось сейчас? По сведениям из дипломного отдела калининградского порта, где учитываются дипломы международного образца, получается, что с 2002 года по настоящее время у нас осталось 12 тысяч судовых офицеров, 11,5 тысяч рядовых специалистов и 950 судовых поваров. Но это не столько действующие работники, сколько носители квалификационных документов. Иначе, плавсостав у нас сократился наполовину. Хотя весь флот взял да исчез.

Транспортные флотилии «Рефтрансфлот» и «Мортрансфлот» – каждая  была вполне себе пароходством в общем составе под сотню единиц океанских судов.  Исчез и «Тралфлот» с его десятками крупнотоннажных траулеров, где каждый экипаж  был по шестьдесят человек. И вместо «Управления Океанического рыболовного флота», располагавшегося на курортном побережье и владевшего несколькими десятками средне-тоннажных траулеров, остались лишь пустые причалы с проектом какой-то нелепой «марины» – отстоя для чьих-то яхт. Вообще, грабли приватизации прочесали все местное судоходство так, что не уцелела даже такая мелочевка, как «НПО Промрыболовства».

Такая картина, на которой под флагом РФ меньше десятка крупнотоннажных траулеров, базирующихся неведомо где (около тысячи человек занятых по срочному найму) – вот и все остатки Калининградрыбпрома. Имеется примерно триста рабочих мест на судах «река-море» в ОАО «Западное пароходство», причем лишь четыре судна приписаны к Калининграду, а было 28. И еще у нас есть примерно двести рабочих мест на флоте «Института океанологии РАН им. Ширшова». Здесь застывший на приколе «Келдыш» из фильма «Титаник» и парочка судов, катающих интуристов в Арктике и Антарктике за чаевые.

Короче, местный флот под родимым флагом всех «носителей дипломов» просто не вместит. Да и хотят ли они работать по специальности?

Вот другой показатель. Каждый год через дипломный отдел оформляют цензовые справки, прописываются по судну и т.д., около семи тысяч человек. Вот это и есть показатель действительной занятости местного плавсостава.

И показатель третий, это данные ФМС РФ: калининградский круинг экспортирует под иностранный флаг примерно четыре тысячи человек в год. Можно сложить народ под флагом РФ с этими данными и получить цифру примерно в семь тысяч реально занятых моряков и рыбаков, несмотря ни на что обитающих в нашем регионе.

Хотя имеются уточнения. Для круинга, осуществляющего трудоустройство плавсостава под флаг РФ, лицензия не требуется. И нет никакого госконтроля за результатами посредничества, потому что теоретически – под российским флагом применяются демократические законы РФ. А практически – рыбацкий флот этой юрисдикции безвылазно работает в Африке или промышляет в районе Чукотки. Что там, что сям – ни гострудинспекции, ни прокуратуры, ни нормального учета занятых.

Другая поправка – это неизвестное количество фрилансеров, нанятых напрямую. К тому же данные ФМС РФ насчет трудоустройства моряков недостоверны. Ведь ФМС РФ моряков не считает, а подшивает к отчету статистические данные, предоставляемые круингом, где есть информация о количестве отправок моряков за рубеж. Однако «отправка», то есть пересечение границы в одном направлении и конкретная занятость – разные вещи. Одного и того же моряка, если он в течение года несколько раз уходил через одно и то же агентство, допустим, даже на один и то же пароход, ФМС несколько раз и подошьет. И вместо одного Иванова получит целых трех.

Поэтому перечень круингов с указанием количества отправок по каждому агентству мало что говорит о настоящей занятости. Какое-нибудь ИЧП, из года в год комплектующее три голландских баржи, указывает триста моряков в год, что может означать триста отправленных по нескольку раз в течение года с периодом найма по неделе на каждого.

Среди примерно трех десятков калининградских агентств серьезных работодателей немного. Это, например, представительства норвежских судоходных компаний – тысяча с лишним рабочих мест в течение двенадцати месяцев, начиная с конца 90-х годов. На втором месте – американцы и 700 рабочих мест. Причем здесь флот совсем другого класса.

КРО РПСМ

↑ 

Наверх