20.09.2013

Код задержания – 30

Билль о правах моряков в работе ровно месяц. Уже прошли первые проверки и даже первые задержания судов. И все-таки, настоящая работа по обеспечению достойных условий труда и отдыха на флоте только теперь и начинается. Важно добиться, чтобы права моряков действительно уважали, а требования конвенции выполняли.

9 сентября в порту Новороссийска был задержан до устранения замечаний сухогруз «SHT Huseyin Akil» (флаг Молдавии). Поводом для запрета на выход в рейс послужило несоответствие судна требованиям сразу нескольких международных конвенций, в том числе Сводной конвенции МОТ о труде в морском судоходстве (MLC-2006). О том, как развивались события вокруг турецкого сухогруза, а также о практической работе по защите прав моряков администрации морского порта Новороссийск рассказывает главный государственный инспектор-начальник отдела по контролю судов государством порта (PSC) в Новороссийске Владимир Анищенко.

Владимир Викторович, что стало поводом для задержания сухогруза «SHT Huseyin Akil»? Какие именно нарушения инспекторы обнаружили на борту?

– Это судно 1983 года постройки, а для нас такой солидный возраст всегда является причиной обратить на него особое внимание. Во время предыдущей проверки в порту Констанца (Румыния) на сухогрузе уже были обнаружены технические недостатки, которые обещали устранить до захода в Новороссийск, но не выполнили. Кроме того, в прошлом году на нем уже разгорался трудовой конфликт из-за невыплаты заработной платы. Как оказалось, в этот раз мы поднялись на борт в самый подходящий момент: инспектор Международной федерации транспортников Ольга Ананьина пыталась получить от капитана подтверждение выплаты зарплаты морякам. Никаких документов он предъявить не смог. Выяснилось, что у шести членов экипажа из восьми отсутствуют трудовые договоры – это серьезное нарушение требований конвенции MLC-2006. Кроме того, мы обнаружили еще 6 существенных технических недостатков по мореходному состоянию, которые также являются поводом для задержания судна. В общей сложности на «SHT Huseyin Akil» набралось 21 замечание! Все они были отражены в акте проверки, и капитан морского порта Новороссийск принял решение о задержании. Теперь судовладелец должен устранить нарушения, в противном случае судну не будет дано разрешение на выход.

–  Но ведь Молдавия, государство флага «SHT Huseyin Akil», не ратифицировала Сводную конвенцию…

– Тем не менее, суда под флагами стран, не ратифицировавших документ, должны соответствовать его требованиям при заходе в порт государства-члена конвенции MLC-2006. Поэтому они в обязательном порядке проверяются. Как представители государства, входящего в состав Черноморского меморандума, мы ежедневно осуществляем плановые проверки судов, заходящих в Новороссийск, на соответствие целому ряду международных стандартов. Если на судне есть сертификат и декларация MLC-2006, отсутствуют жалобы моряков, и у нас нет оснований полагать, что имеются какие-либо нарушения, то мы можем не проверять его на соответствие требованиям Сводной конвенции. А при отсутствии указанных документов проводится детальная проверка.

– До вступления Сводной конвенции в силу инспекторы PSC не занимались защитой трудовых прав моряков. Как вы  готовились к работе в этом совершенно новом для вас направлении?

– Работа началась еще в 2006 году, когда конвенция была принята, а Россия стала готовиться к ее ратификации. Минтранс ежегодно проводил совещания, на которых обсуждались общие вопросы подготовки, а ответственными за то или иное направление назначались соответствующие министерства и ведомства: МИД отвечает за репатриацию моряков, ФМС – за деятельность круинговых компаний, Росморречфлот – за контроль исполнения требований на судах и т.д. Для нас активная фаза подготовки началась примерно за год до вступления MLC-2006 в силу. В феврале 2013 года двое инспекторов PSC от порта Новороссийск прошли обучение в Гааге (Нидерланды). На семинаре мы оказались единственными представителями России из числа инспекторов 16 европейских стран. Затем уже я выступал с докладом по данной тематике на семинаре Росморречфлота в Москве перед инспекторами PSC других морских портов России. На региональном уровне мы провели еще несколько тренингов, в том числе с участием представителей Российского морского регистра судоходства и Международной федерации транспортников. В общем, готовились очень серьезно. Сегодня в администрации морского порта Новороссийск два отдела, осуществляющих контроль за исполнением требований MLC-2006 на судах – наш, контролирующий суда под иностранными флагами, и отдел по контролю судов российского флага. Инспекторами отдела по контролю судов под флагом РФ 1 сентября было задержано пассажирское судно-комета «Владимир Комаров». В рейсе в пассажирском салоне температура достигала 34 градусов по Цельсию, что противоречит требованиям MLC-2006.

Действительно, до вступления Сводной конвенции в силу мы в основном проверяли технические аспекты работы экипажа и не углублялись в специфику социально-трудовых взаимоотношений на судне. Поэтому в таких вопросах, как выплата заработной платы, содержание трудовых договоров, рассмотрение жалоб моряков мы плотно взаимодействуем с Российским профсоюзом моряков и МФТ. Так было и в случае с «SHT Huseyin Akil».

 – Вы упомянули о том, что моряк сам может подавать жалобы на нарушение своих трудовых прав. Как это происходит на деле?

– Жалоб к нам еще не поступало, поэтому пока в этом вопросе практического опыта у нас нет. Думаю, важную роль в этом играет работа профсоюза, ведь многие моряки идут проторенной дорогой и обращаются туда, где им уже когда-то помогли. Конвенция говорит, что моряк в любой момент имеет право обратиться с письменной претензией, подписанной им самим, к своему непосредственному начальнику из числа комсостава, а затем к капитану. Если капитан не может разрешить вопрос, он информирует судовладельца. По приходу судна в порт моряк может обратиться к нам напрямую в момент нашей проверки. Мы в свою очередь проверяем возможность удовлетворения претензии моряка на судне, при необходимости жалоба  направляется судовладельцу, государству флага и генеральному директору Международной организации труда. При разборе жалобы соблюдается конфиденциальность, и если подтвердится, что претензия обоснована, к судну будут применены соответствующие меры воздействия.

– Какие именно?

– Прежде всего, мы составляем акт проверки судна и отмечаем замечания. Каждое из них имеет определенный код, например, код 15 требует устранить нарушение до захода в следующий порт, код 17 – устранить до выхода в рейс, а код 30 – это задержание. Это самая строгая мера воздействия. В случае задержания судовладелец обязан устранить замечание до выхода судна из порта, или же при невозможности сделать это он представляет капитану порта план по устранению замечания с указанием конкретных мер и сроков исполнения. Этот план подписывается представителем флага судна. Капитан порта рассматривает представленный план и принимает окончательное решение о возможности выхода судна из порта или требует какие-либо дополнительные меры по устранению замечания. Акт проверки судна вносится в базу данных Черноморского меморандума, таким образом можно проследить ход выполнения мероприятий при проверке судна в любых других портах. Невыплата заработной платы морякам, подтвержденная документально, – это, скорее всего, код 30. Сравнить серьезность этого нарушения можно с поломкой главного двигателя – в этом случае мы тоже ставим 30. Впрочем, это не всегда означает фактическое задержание, ведь зарплата может быть переведена, пока продолжаются погрузо-разгрузочные операции.

– Получается, что каждое судно с задолженностью по зарплате морякам будет задерживаться в порту?

– Инспектор должен внимательно разобраться в ситуации. Мое видение – если на судне есть задолженность по зарплате, то ее можно и нужно погасить до выхода судна в рейс. А судовладельцам следует знать, что появление в «биографии» судна неоднократных замечаний с кодом 30 означает серьезные проблемы в будущем. По правилам Черноморского меморандума, если судно в течение четырех месяцев трижды задерживали в портах с кодом 30, то оно попадает в так называемый Ship watch list и будет в последующем каждый раз проверяться при  заходе в порты Черноморского меморандума. База данных меморандума открыта, а это значит, что фрахтователь легко может проверить частоту задержаний судна и отказаться от услуг ненадежного судовладельца. 

Конвенция дала моряку реальную защиту со стороны государства: достойная заработная плата, право на медицинское обслуживание, репатриация, свободный найм. Кроме того, конвенция прямо запрещает составление «черных списков» и любые поборы с моряков при трудоустройстве. Она объединяет множество предыдущих международных документов и регламентирует практически все аспекты труда и быта на судне. В этом ее  безусловный плюс. 

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх