10.09.2013

По примеру авиации

Судоходная отрасль должна следовать примеру авиационной индустрии и плодотворнее использовать регистраторы данных рейса для эффективного управления безопасностью. Такое заявление сделал технический эксперт Международного морского форума нефтяных компаний (OCIMF) Ануш Гупта.

На сегодняшний день информация, поступающая с регистраторов, используется только в ходе  расследования, уже после того как произошла авария. «До сих пор данные «черных ящиков» использовались для изучения причин инцидентов, но мы полагаем, что регистраторы могут применяться куда более эффективно,сказал Ануш Гупта. – С 2009 года оснащение судов регистраторами данных рейса стало обязательным, но общество пока не видит всех преимуществ. Чтобы достичь успехов, нам не понадобиться 20-30 лет как авиации. Смысл установки на судне «черного ящика» заключается в сокращении вероятных ошибок, так как есть веское основание полагать, что если свести к минимуму ошибки, то можно и свести на нет возможность крупной аварии».

Отметим, что на торговых судах VDR стали обязательными с 2009 года. Они начали устанавливаться с той целью, чтобы помочь специалистам по расследованию происшествий верно определять причину аварии. Однако бортовые самописцы полетных данных FDR использовались в авиации уже в 70-х годах, а начиная с 2005 года, отслеживание информации с них стало обязательным условием.

Данные авиационной индустрии говорят о том, что после начала передачи информации с бортовых самописцев, количество авиакатастроф сократилось. По мнению Ануша Гупты, некоторые факторы должны помочь судовладельцам верно использовать информацию, поступающую с VDR. Так, стоимость хранения и передачи данных с регистраторов существенно уменьшилась, а на берег с целью оценки эффективности эксплуатации судна с регистраторов уже передаются большие объемы данных.

Основная идея VDR состоит в том, чтобы сведения с регистратора отправлялись на берег для их последующей проверки, после чего должна быть произведена сверка с параметрами безопасности по ключевым факторам, которые устанавливаются судовым менеджером или судовладельцем.

«От передачи через Интернет, который открывает возможности для мониторинга 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, определенной подгруппы данных VDR, за которой необходимо постоянно следить, сравнительно мало пользы, – сказал эксперт. – Операторы судов в своем береговом офисе могут установить централизованную систему мониторинга. На рынке доступно программное обеспечение, которое способно анализировать информацию, поступающую с регистраторов, и выявлять отклонения от установленных стандартов эксплуатации судна. В случае, если возникшая ситуация потребует активных действий в оперативном управлении рисками, то система подаст тревожный сигнал».

Установка VDR дает и иные преимущества, такие, например, как пониженная страховая ставка. По словам Гупты, реакция участников танкерной индустрии на его идею была положительной. По некоторым данным, OCIMF рассматривает возможность сотрудничества с Международной морской организации в разработке данной инициативы, так как именно в ИМО  могут быть установлены  первые технические директивы по хранению и передаче данных с VDR. Ануш Гупта считает, что реализация данного проекта не должна ограничиваться только танкерами. Она может быть также применена к контейнеровозам и балкерам.

ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх