РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Судоходная отрасль должна следовать примеру авиационной индустрии и плодотворнее использовать регистраторы данных рейса для эффективного управления безопасностью. Такое заявление сделал технический эксперт Международного морского форума нефтяных компаний (OCIMF) Ануш Гупта.
На сегодняшний день информация, поступающая с регистраторов, используется только в ходе расследования, уже после того как произошла авария. «До сих пор данные «черных ящиков» использовались для изучения причин инцидентов, но мы полагаем, что регистраторы могут применяться куда более эффективно, – сказал Ануш Гупта. – С 2009 года оснащение судов регистраторами данных рейса стало обязательным, но общество пока не видит всех преимуществ. Чтобы достичь успехов, нам не понадобиться 20-30 лет как авиации. Смысл установки на судне «черного ящика» заключается в сокращении вероятных ошибок, так как есть веское основание полагать, что если свести к минимуму ошибки, то можно и свести на нет возможность крупной аварии».
Отметим, что на торговых судах VDR стали обязательными с 2009 года. Они начали устанавливаться с той целью, чтобы помочь специалистам по расследованию происшествий верно определять причину аварии. Однако бортовые самописцы полетных данных FDR использовались в авиации уже в 70-х годах, а начиная с 2005 года, отслеживание информации с них стало обязательным условием.
Данные авиационной индустрии говорят о том, что после начала передачи информации с бортовых самописцев, количество авиакатастроф сократилось. По мнению Ануша Гупты, некоторые факторы должны помочь судовладельцам верно использовать информацию, поступающую с VDR. Так, стоимость хранения и передачи данных с регистраторов существенно уменьшилась, а на берег с целью оценки эффективности эксплуатации судна с регистраторов уже передаются большие объемы данных.
Основная идея VDR состоит в том, чтобы сведения с регистратора отправлялись на берег для их последующей проверки, после чего должна быть произведена сверка с параметрами безопасности по ключевым факторам, которые устанавливаются судовым менеджером или судовладельцем.
«От передачи через Интернет, который открывает возможности для мониторинга 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, определенной подгруппы данных VDR, за которой необходимо постоянно следить, сравнительно мало пользы, – сказал эксперт. – Операторы судов в своем береговом офисе могут установить централизованную систему мониторинга. На рынке доступно программное обеспечение, которое способно анализировать информацию, поступающую с регистраторов, и выявлять отклонения от установленных стандартов эксплуатации судна. В случае, если возникшая ситуация потребует активных действий в оперативном управлении рисками, то система подаст тревожный сигнал».
Установка VDR дает и иные преимущества, такие, например, как пониженная страховая ставка. По словам Гупты, реакция участников танкерной индустрии на его идею была положительной. По некоторым данным, OCIMF рассматривает возможность сотрудничества с Международной морской организации в разработке данной инициативы, так как именно в ИМО могут быть установлены первые технические директивы по хранению и передаче данных с VDR. Ануш Гупта считает, что реализация данного проекта не должна ограничиваться только танкерами. Она может быть также применена к контейнеровозам и балкерам.
ЦИА РПСМ
Наверх