03.09.2013

В открытом море без экипажа – возможно ли это?

Тысячи нефтеналивных танкеров, контейнеровозов  и прочих крупнотоннажных грузовых судов ежедневно бороздят просторы мирового океана, и на каждом из них есть экипаж в количестве не менее 20 человек, включающий как минимум трех штурманов. По крайней мере, этого требуют международные нормативные документы. Однако ученые из гамбургского Центра морской логистики им. Фраунгофера готовы доказать, что моряки вовсе не нужны на подобных судах: немецкие специалисты инициировали международный исследовательский проект под названием «Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks», что в переводе на русский означает «Морская беспилотная навигация посредством сетей с высокоразвитой логикой» (MUNIN). Другими словами, ученые разрабатывают систему автономного управления, позволяющую океанским грузовым судам выполнять дальние рейсы без экипажа на борту! Возможно ли это?

Инженер гамбургского Центра и один из научных руководителей проекта Ханс-Кристоф Бурмейстер уверен, что судовождение может осуществляться дистанционно с суши. Сейчас в Центре сооружена модель капитанского мостика с навигационными инструментами, штурвалом, кнопками управления и компьютерными мониторами, имитирующими вид на океан. «Если я выгляну с мостика, то увижу приближающееся по левому борту встречное судно, – пояснил исследователь. – Навигационная карта показывает, что суда разойдутся без проблем, если каждое из них будет держать заданный курс и сохранит прежнюю скорость. Автономная система должна за этим проследить». Благодаря видеокамерам, радарам и датчикам, регистрирующим температуру забортной воды и воздуха, скорость и направление ветра, волнение и прочие параметры, MUNIN могла бы самостоятельно определять курс судна.

Однако задумка вовсе не исключает вмешательства оператора, следящего за рейсом с суши по спутниковой связи, в случае возникновения непредвиденных ситуаций в море или технических неполадок на борту. При необходимости он мог бы связаться со встречным судном. На компьютерной модели такое взаимодействие между автоматизированной автономной навигационной системой на борту судна и дистанционным управлением с суши функционирует, вроде, неплохо. Повторится ли подобный успех на практике?

Лоцман из Бремена Петер Маркус считает, что это утопия, особенно, если принять во внимание изменчивую погоду. «Моряк может выйти на ходовой мостик, чтобы почувствовать силу ветра и принять верное решение. Оно может быть интуитивным, но основанным на опыте, – отметил лоцман. – А оператору в Гамбурге внутреннее чувство не подскажет, какой маневр должно совершить судно в южной Атлантике. Он не знает, какова там сейчас видимость, к тому же в Атлантике полно мест, где очень много мелких рыболовецких судов, которые не видны «судоводителю-ноги на стол», сидящему в Гамбурге у компьютера. Это совершенная утопия!»

Немецкие исследователи подобные рассуждения учитывают, но все же верят в перспективность проекта, который не предполагает автоматизированного плавания в прибрежных водах, где интенсивность судоходства очень велика. Из порта отправления в открытое море судно будет выводить экипаж, который затем вернется на берег, например, на вертолете. Далее судно, управляемое бортовым компьютером под контролем оператора, продолжит свой путь через океан. А вблизи пункта назначения на борт снова взойдет экипаж и примет управление судном.

Конечно, практическая реализация такой схемы – дело далекого будущего, хотя бы по причинам правового характера: ведь на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным, и его может присвоить себе любой, кто поднимется на борт.

ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх