16.07.2013

«Мы тоже не сидим, сложа руки»

«Положение», защита прав моряков и многие другие вопросы стали основными темами юридического семинара РПСМ.

Если в чем разительно и отличается Москва от Санкт-Петербурга, так это в том, что порядка в плане уборки снега там, конечно же, гораздо больше. «В раз все расчищают», – поделился с нами только что вернувшийся из Первопрестольной юрист БТО РПСМ Дмитрий Иванов. Но, понятное дело, он побывал в Москве не за тем, чтобы поглядеть, как убирают снег.

Дмитрий Иванов, как и многие другие представители региональных организаций РПСМ, принимали участие в юридическом семинаре, организованном профсоюзом. Не торопитесь сравнивать его с неким официальным мероприятием. Это скорее одна из возможностей, когда профактивисты могут встретиться, пообщаться, поделиться опытом, обсудить за круглым столом те проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться морякам, и как они решаются региональными организациями РПСМ в разных уголках страны. Так, наверное, будет сказать точнее. Неудивительно, что организованное по такому сценарию мероприятие, ну, никак не может оказаться скучным.

Проходивший в Москве с 11 по 12 декабря семинар не обошелся без интересных гостей. Один из них заслуживает особых слов, поскольку имеет непосредственное отношение к «Положению о дипломировании членов экипажей морских судов». Речь идет о консультанте отдела Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Иване Робертовиче Готовчице. Надо сказать, фигура весьма примечательная в морских кругах. Прежде всего, тем, что все ответы на наши запросы высоким чинам из Минтранса относительно необходимости серьезной корректировки положений документа присылались и, наверняка, готовились им: в том числе и его фамилия значилась на всех бумагах. Кроме того, в этой связи ему приходилось выслушать немало нареканий со стороны судовладельцев, круингов, простых моряков. Что и говорить, трудная и нервная работенка, но кто-то же её должен делать. Было бы, по-меньшей мере, странно, если бы в ходе семинара он отмалчался на сей счет. Иван Робертович, как говорится, не подвел, сказав, что не стоит профсоюзу «накручивать обстановку», поскольку «Положение» пока еще не заработало в полной мере. Забавно такое слышать от человека, который не может не понимать, что документ, вызывающий массу вопросов и неприятие у морской общественности, доставляет морякам немало хлопот. Причем в гораздо большей степени, чем Ивану Робертовичу и другим разработичикам «Положения», которые уже давно трудятся на берегу. А морякам со всем этим жить, работать, да еще платить немалые деньги за продление рабочих дипломов, возможность карьерного роста. Так что профсоюз и дальше будет делать все для того, чтобы привести действующее «Положение» в нормальное состояние, довести до ума. Иного пути здесь нет. В этом мнении были единодушны все участники семинара.

Одной из самых обсуждаемых тем съехавшимися в Москву представителями региональных оранизаций, помимо «Положения», была связана с защитой прав российских моряков. Наши дальневосточные коллеги отметили, что отношение компетентных органов к проблемам плавсостава меняется – больше понимания с их стороны, стараются помочь. Так, ДВРО РПСМ активно сотрудничает с транспортной прокуратурой, которая поддерживает в судебных инстанциях иски моряков, обращения профсоюза, связанные с невыплатой заработной платы, компенсаций членам экипажей и т.д.

Немаловажно и то, что суды идут на аресты пароходов, если есть такая необходимость. Данная мера действует весьма отревзляюще на судовладельца, кинувшего экипаж на деньги.

– Мы тоже не сидим, сложа руки, и делаем все возможное и невозможное для того, чтобы отстоять интересы моряков, – сказал Дмитрий Иванов. – Однако нюанс состоит в том, что львиная доля проблем урегулируется в досудебном порядке. Все-таки на Балтике ситуация несколько иная.  Работа судна под «флагом» без колдоговора здесь уже считается «моветоном». Уместно отметить ежегодно проводимые осенью «Недели действий МФТ» в питерском порту; широкое освещение деятельности профсоюза, включающее в себя конкретные случаи оказания помощи морякам на сайте БТО РПСМ, страница «Морского Профсоюзного Телеграфа», в  социальных сетях. Все это – и информация для судовладельца, и своего рода знак, чтобы они знали: на Балтике номер «по понятиям не пройдет». Прежде всего, надо быть цивилизованными людьми, стараться находить общий язык со всеми заинтересованными сторонами. А уж если конфликт произошел, то надо садиться за стол переговоров и решать проблему, как, собственно говоря, и поступают многие судовладельцы после общения с нами.

Стоит отметить, что благодаря проделанной работе профсоюза моряки имеют возможность заплатить за себя взносы за отработанный период времени по контракту под «флагом» в Пенсионный фонд. Таким образом, они не теряют страховой стаж, что зачтется им при назначении трудовой пенсии в будущем. Однако по словам наших дальневосточных коллег, с недавних пор действующий порядок по постановке моряков на учет, по крайней мере, в их регионе, претерпел некоторые изменеия. Надо сказать, не в лучшую сторону для моряков. С данным вопросом еще предстоит разбираться.

В ходе семинара также было высказано немало интересных предложений, пожеланий. Одно из них – обратиться в Правительство РФ с тем, чтобы деятельность организаций, связанных с трудоустройством российских граждан зарубежом контролировалась Минтрансом РФ. В общем, вполне логично, поскольку такой контролирующий орган, имеющий специалистов в области морского права и побольше возможностей, будет действовать гораздо эффективнее, нежели УФМС, у которого и так дел не впроворот.

Несомненно, семинар подобного рода не последний. Впереди еще немало интересных встреч представителей региональных организаций РПСМ, о которых мы обязательно расскажем.

На фото: юрист БТО РПСМ Дмитрий Иванов.

БТО РПСМ

↑ 

Наверх