11.07.2013

За дипломирование с человеческим лицом

РПСМ продолжает борьбу за дипломирование с человеческим лицом.

9 июля состоялось заседание Экспертного совета в сфере морского и внутреннего водного транспорта Комитета Совета Федерации по экономической политике, на котором обсуждался вопрос о дипломировании моряков. В заседании принял участие  первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.

«Проблема дипломирования моряков давно находится в зоне внимания РПСМ. Еще несколько лет назад к нам начали обращаться моряки, которым приходилось тратить много времени и собственных средств на обмен рабочих дипломов, – рассказывает И. Ковальчук. – Российское законодательство обязывает судовладельцев компенсировать такие расходы, но многие наши моряки работают на иностранных судах, на которых это требование не распространяется. А без рабочего диплома и других конвенционных документов моряки фактически теряют право на выбранную профессию. Тогда РПСМ предложил правительству унифицировать программы курсов и их продолжительность, а также урегулировать ценообразование, чтобы стоимость курсов в разных регионах существенно не отличалась. Пока шла бюрократическая переписка и выяснение, какое ведомство за что отвечает, были приняты Манильские поправки в ПДНВ. Минтранс приступил к разработке нового положения о дипломировании, соответствующего всем новейшим требованиям. У нас была надежда, что в новом документе будут учтены интересы моряков, чтобы процедура смены диплома не превращалась стихийное бедствия для плавсостава.

Однако на деле попытки взаимодействия с Минтрансом превратились в борьбу за дипломирование с человеческим лицом. Никак не получалось у ведомства учесть интересы моряков в этом процессе. В результате ситуация фактически усугубилась. Сегодня мы получаем много обращений моряков по проблемам, возникающим при смене дипломов. Некоторые, потеряв надежду на разумный подход чиновников, предлагают организовывать акции протеста.

В целом, опыт применения нового положения указывает на необходимость внесения поправок в него. Однако, как и при разработке положения, работа эта, если и ведется Минтрансом, то без участия морской общественности, профсоюзов и судовладельцев. Однако РПСМ не прекращает усилий, чтобы добиться учета интересов моряков».

Выступившие на заседании эксперты отметили, что требования действующего «Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» не соответствуют требованиям Конвенции ПДНВ и могут приводить к абсурдным ситуациям. Например, по словам представителя лоцманов Константина Щиголева, капитан с многолетним стажем, отработавший несколько лет в лоцманской службе, не имеет возможности вернуться на свою должность на флот. Хотя сложившаяся международная практика позволяет лоцманам возвращаться работать на флот, в том числе капитанами и старпомами.

Кроме того, участники совещания обращали внимание и на организационные моменты, связанные с продлением дипломов. В целом ряде регионов были ликвидированы Морские квалификационные комиссии, в итоге морякам приходится ездить за тридевять земель, чтобы подтвердить свой диплом. В качестве примера представитель Волжской государственной академии водного транспорта, затронувший эту тему, привел Нижний Новгород, где раньше существовал филиал Морской квалификационной комиссии морского порта Санкт-Петербурга, потом филиал отдали в ведение Астрахани и вскоре закрыли. Теперь нижегородцы вынуждены ездить в Астрахань и жить там неделями.

По словам президента ассоциации «СТОРМ» Геннадия Суйтса, решением этой проблемы могла бы стать система дистанционного принятия экзаменов ММК через интернет. Сейчас такая система действует при капитане Архангельского порта. «СТОРМ» открыл несколько представительств в городах и организовал дистанционный прием экзаменов. Таким образом, моряки экономят время и средства.

Впрочем, как справедливо заметили участники заседания, в стране нет ни единой  программы по обучению моряков,  ни единой ценовой политики. 

По словам И. Ковальчука, морякам приходится тратить много времени и собственных средств для прохождения курсов. Он отметил, что РПСМ всегда выступал против тех поборов, которыми облагаются моряки при продлении дипломов, а также явно завышенных требований к подготовке командного состава на курсах повышения квалификации. Кроме того, только в России сегодня действует требование, чтобы моряки, претендующие на рабочий диплом старшего командного состава практически на любых судах, имели высшее профессиональное образование. На деле же эта норма ограничивает карьерный рост моряков. Также, несмотря на требование Конвенции, программы курсов не согласовываются с судовладельцами и представителями моряков – т.е. с профсоюзами.

Профсоюзный лидер предложил Экспертному совету потребовать от Минтранса России пересмотреть действующее «Положения о дипломировании моряков» и обеспечить прозрачность разработки поправок через создание соответствующей рабочей группы при Минтрансе России с участием представителей всех заинтересованных организаций и ведомств.

«Документ должен разумно облегчить процедуры получения и замены дипломов и при этом обеспечивать традиционно высокий профессиональный уровень российских моряков», – заявил он.

↑ 

Наверх