10.07.2013

Мы не имеем права проиграть

31 мая в Берлине завершил работу   IV съезд  Европейской федерации транспортников (ЕФТ). 264 делегата  и 136 наблюдателей, представляющих  интересы 119 аффилированных профсоюзов из 31 страны,  три дня обсуждали самое наболевшее: экономический кризис и политику действий профсоюзов,  которую сегодня надо срочно менять.  Да и рабочая программа ЕФТ, принятая на съезде на ближайшие четыре года, больше напоминает призыв к «военным» действиям, она будет осуществляться под боевым лозунгом:  «От глобального кризиса  – к глобальной справедливости: транспортные рабочие Европы дают отпор».

Если в России говорят, что у нас кризиса нет, то вся Европа, судя по выступлениям делегатов съезда, практически поставлена на колени. Страны, так рвавшиеся вступить в Евросоюз, сегодня если не сожалеют, то и не радуются жизни в большой европейской семье, потому как ожидавшегося вселенского благополучия не случилось.  Семья  стала  слишком большой, работы на всех не хватает,  денег тоже, и самые большие трудности испытывает молодежь. Ей не устроиться на работу. Закончив вуз, молодым и активным ребятам нет места под рабочим солнцем – они сразу получают пособие по безработице, не проработав ни одного дня, и постепенно становятся забытыми  людьми.  Если в благополучной Германии 11% юношей и девушек не могут найти работу, то что говорить об  Испании, где этот показатель зашкаливает за 50%.  И исправить ситуацию сложно не только из-за экономического кризиса, но и кризиса отношений: молодежь не идет в профсоюзы, не важно в какой стране; абсолютно не верит  в их силу и способность эффективно решать проблемы.  У профсоюзов плохая репутация в среде молодежи, представление о профсоюзе –  это одни старики. Между тем без притока молодых сил у профсоюзов нет будущего, и делегаты были едины в мнении: мы должны дать дорогу молодым и передать ей опыт.

Но безработица захватывает не только молодежь, она вытесняет  с рынка хороших профессионалов путем создания конкуренции и сталкивания лбами рабочих разных стран, бортпроводников, железнодорожников, моряков. Что происходит на морском транспорте?  Судовладельцы заключают соглашения с профсоюзами, на место дорогого европейского моряка приходит моряк филиппинский. Очень дешевый. Судовладелец богатеет, европейский моряк остается без работы. То же самое происходит и с докерами, водителями грузовиков, летчиками. Работники мигрируют из задыхающихся от кризиса Греции и Испании в благополучную Германию,  но это неправильно, нужно создать нормальные условия в каждой стране, чтобы люди работали у себя на родине, а не бросали ее из-за бедности и нищеты в поисках хоть какой-нибудь работы. Нужно остановить социальный демпинг.

Еще один результат кризиса – падение уровня зарплат. Зарплата в 176 евро в месяц, или в 200, и даже в 400 – это преступление. Работодатели снижают свои издержки за счет урезания размеров оплаты труда и сокращения рабочих мест, один  и тот же объем работ  люди все чаще выполняют меньшей численностью. Это характерно и для бортпроводников, и для моряков, которые выходят в море сокращенными до минимума экипажами.   О какой безопасности полетов  или мореплавания можно говорить, если работающие за себя и за того парня  в аэропорту грузчики неправильно  поместят на борт багаж пассажиров, или докеры из-за усталости не закрепят погруженные на пароход контейнеры как следует?  

Профсоюзам действительно предстоит жестокая борьба, чтобы вернуть свои позиции и заставить работодателей считаться с ними.

«Когда у профсоюзов нет прав, они не могут защищать рабочие места, не могут защищать безработных, – сказал президент МФТ Пэдди Крамлин. –  Мы являемся мишенью и не имеем права проиграть.  У нас есть своя идеология, но есть и другая идеология, которая борется с нами по всему миру. И чтобы не проиграть,  мы, транспортники, должны поддерживать друг друга по всему миру».

Визовый вопрос

Российский профсоюз моряков  обозначил перед  делегатами визовую проблему, включенную по его настоянию в программу работы съезда ЕФТ.

«С 2012 года Российский профсоюз моряков вместе с секретариатом ЕФТ старается привлечь внимание к ситуации, связанной с требованием Европейского сообщества о получении виз для моряков, прибывающих в порты ЕС, – сказал в своем выступлении перед голосованием резолюции по этому вопросу председатель РПСМ Юрий Сухоруков. –  Это создает множество проблем и на деле ведет к дискриминации по национальному признаку: моряки испытывают трудности  и не могут попасть на свои рабочие места – суда, ошвартованные в портах стран Европейского Союза.  Из-за отсутствия визы сложно организовать репатриацию моряка из порта Европейского Союза в случае необходимости,  моряк лишен возможности  встретиться с членами семьи. Такие же трудности испытывают не только российские моряки, но и рабочие транспортной отрасли из европейских стран, не входящих в Европейский Союз. Поэтому необходимо облегчение визового режима как для моряков, так и для всех работников транспорта, задействованных в международных перевозках».

Делегаты съезда поддержали инициативу РПСМ, проголосовав за резолюцию по облегчению визового режима единогласно, этот вопрос включен в программный документ съезда, в секцию «Глобальная социальная справедливость» под  п. 11, который гласит: «Обеспечение справедливых условий для работников транспорта из европейских стран, не входящих в Европейский Союз, но посещающих по роду деятельности страны Европейского Союза, в части уровня зарплаты и условий труда, включая облегчение визового режима для работников транспорта, задействованных в международных перевозках».

Таким образом, IV съезд ЕФТ постановил:
Обратиться в  соответствующие органы управления  Европейского  Союза  (ЕС) с просьбой рассмотреть вопрос облегчения  визового режима для работников транспорта, не являющихся гражданами  ЕС,  которые должны посещать  Шенгенскую зону  ЕС  в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.
И в  частности: обратиться в Европейскую комиссию  и Совет Евросоюза с просьбой пересмотреть Визовый кодекс ЕС и Регламент 539/2001 от 15 марта 2001 года – Список третьих стран, граждане которых должны иметь визы при пересечении  внешних границ, чтобы лучше отразить конкретные позиции транспортных рабочих третьих стран.

Итоги работы IV съезда ЕФТ

В день закрытия съезда  состоялись выборы в руководящие органы  ЕФТ. Ларс Линдгрен (Шведский профсоюз работников транспорта) избран  в качестве председателя на следующие четыре года. Остался на  своем посту Генерального секретаря и Эдуардо Шагас. Подводя итог работы съезда, он подчеркнул: «Съезд подтвердил важность инвестирования в молодежь, и благодаря развернутой дискуссии мы получили подтверждение: мы можем полагаться на молодежь, и у нас есть обязательство активно вовлекать молодое поколение на путь нашей борьбы за социально справедливую Европу и сильное профсоюзное движение. Пришло время для всех профсоюзов, входящих в ЕФТ, реализовать программу работы и показать миру, что ЕФТ – это сильная и единая организация, дающая отпор социальному демпингу и дискриминации в условиях глубокого экономического кризиса».


На съезде ЕФТ также были создан молодежный комитет и  избран новый исполнительный комитет. В исполком  от группы стран Белоруссия, Грузия, Украина и Россия избран председатель РПСМ Юрий Сухоруков и председатель профсоюза работников железнодорожного транспорта Украины Вадим Ткачев.

С окончанием работы съезда ЕФТ  завершил свою работу  в качестве Генерального  секретаря Международной федерации транспортников (МФТ) Дэвид Кокрофт. Последний день работы съезда ЕФТ стал последним днем работы Дэвида, он объявил о своем уходе на заслуженный отдых, передав полномочия Стивену Коттону, занимавшему ранее должность Секретаря морской секции МФТ.

Российский профсоюз моряков от всей души благодарит брата Дэвида за многолетнее успешное сотрудничество и желает ему крепкого здоровья. Приятно сознавать, что нам всегда было вместе по пути, и вели мы всегда диалог на одном языке – профсоюзном.  Надеемся, что за этим расставанием обязательно будут новые встречи.

P.S.

Берлин никого не оставляет равнодушным. Этот город хранит прошлое, для одних бесславное, для советского народа – великое. Очень  дорогой ценой мы победили, поставив именно в этом городе точку в Великой Отечественной войне. Находясь здесь, делегация Российского профсоюза моряков не могла упустить редкий случай и выкроила время в плотном графике работы съезда для посещения мемориала Воину-освободителю в Трептов-парке, где захоронено 5000 советских солдат.

При взятии Берлина насмерть стояли и советские моряки, им посвящен отдельный памятник у начала захоронения. Делегация РПСМ  возложила цветы у мемориала погибшим морякам и почтила память павших минутой молчания.



↑ 

Наверх