РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Российский профсоюз моряков подвел итоги Недели действий против удобных флагов на Дальнем Востоке. За пять дней активисты Дальневосточной региональной организации РПСМ проверили 11 теплоходов в портах Находка и Восточный, а их коллеги из первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока в местном порту посетили 15 судов.
Лейтмотивом кампании стала Сводная конвенция МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве», а точнее готовность судовладельцев и их теплоходов к вступлению документа в силу 20 августа 2013 года. Поэтому при проверках внимание уделялось условиям труда моряков, наличию на судах коллективных договоров МФТ, Декларации соответствия Конвенции и техническому состоянию судов.
Несмотря на то, что до вступления документа в силу остается всего полтора месяца, как показали проверки, судовладельцы не спешат получать все необходимые свидетельства о соответствии судна и условий работы на нем нормам, закрепленным в Конвенции. Так, только на борту четырех судов из 26 проверенных имелись Декларации. На многих теплоходах не то что Декларации и колдоговора МФТ не оказалось, но даже не обеспечены элементарные человеческие условия для работы и жизни на судне.
Например, судно «Yeruslan» (флаг Камбоджи), проверенное в Находке, поразило активистов не только мизерными зарплатами и смехотворными страховками, но и своим возрастом: теплоходу уже 46 лет, а он все еще курсирует между портами Находки и Ниигаты (Япония) и перевозит автомобили. Как морякам не страшно здесь работать – загадка. Скорее всего, свою «карьеру» «Yeruslan» закончит уже после 20 августа: вряд ли хоть один здравомыслящий человек допустит выдачу необходимых документов для этого судна.
В целом проверки в находкинском порту показали, что условия труда и быта моряков потихоньку начали меняться в лучшую сторону. Во-первых, на большинстве судов были коллективные договоры МФТ, во-вторых, моряки исправно получают заработную плату без задержек, и в-третьих, видна подготовка судоходных компаний к вступлению в силу так называемого «Билля о правах моряков».
Во Владивостоке общая картина выглядела немного хуже. Здесь в основном ошвартовывались суда без колдоговоров. Таких теплоходов было 8 из 15 проверенных. Все владельцы судов получили нотисы с требованием заключить справедливые соглашения и начать подтягивать условия труда до международных стандартов.
Из-за отсутствия колдоговоров на трех судах – «Andreas» (флаг Панамы), «Sea Service» (флаг Кирибати), «Rodonit» (флаг Белиза) – были проблемы с выплатой зарплат, на «Ocean Spirit» – с репатриацией. Некоторые трудовые конфликты были решены во время проведения Недели действий, другие придется урегулировать при помощи Фемиды.
На судах, где имелись коллективные договоры, проблем не было, и жалоб от моряков не поступило. За время акции активисты владивостокского профкома РПСМ возобновили действие договора МФТ на судне «Corsa Dream» (флаг Мальты) и подписали новые соглашения для четырех судов компании «Peta Chemical shipping Co.».
Неделя действий против удобных флагов завершена, однако работа по борьбе с плохими условиями труда моряков на таких теплоходах будет продолжена. Со временем операторы, не заинтересованные в соблюдении мировых стандартов, а таких все еще немало, особенно в России, будут всецело изгнаны из судоходства, ведь теперь не только профсоюзы и моряки выбирают цивилизованное судоходство, но и власти стран, ратифицировавшие Сводную конвенцию МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве», в числе которых есть Правительство РФ.
Наверх