РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Профсоюзная солидарность оказалась сильнее российской Фемиды.
При одном только упоминании ростовской компании «Навигатор» в профсоюзе удрученно качают головой и предупреждают моряков: «Только не туда! Отработаешь за «спасибо», и даже этого не услышишь». С завидным постоянством этот горе-работодатель под благовидными и не очень предлогами списывает моряков без гроша в кармане. С тем же постоянством Российский профсоюз моряков РПСМ и Международная Федерация транспортников ITF пытаются отстоять право целых экипажей на достойную оплату за нелегкий труд. Однако российская Фемида из Ростова-на-Дону упорно стоит на стороне работодателя.
Эта история стала известна из сообщений ITF, когда в новороссийское представительство обратился капитан теплохода «Атаман». Он просил взять на контроль ситуацию с его заработной платой, а именно ее многомесячную невыплату, и защитить от произвола судовладельца.
– Мы загрузились металлоломом в порту Туркменбаши и вышли на Турцию, – рассказал нам капитан. – Посреди Черного моря у нас сломался правый двигатель, из-за чего пришлось вести судно в Севастополь на ремонт. Там-то и разгорелся весь этот трудовой конфликт.
Чтобы устранить поломку, потребовался серьезный ремонт, и для контроля в Севастополь был командирован технического директор компании-судовладельца. Однако, по словам членов экипажа, наибольший интерес у него вызывала зарплата моряков и любая возможность ее не выплачивать.
Тем временем срок контракта капитана постепенно подходил к концу. Аккурат в этот период на него посыпались нелепые претензии: то нелегальное нахождение на территории Украины, то попытка склонить женщину-повара к сожительству, затем на борт пришел приказ об отстранении капитана от занимаемой должности с требованием покинуть судно и прибыть в офис для окончательного расчета. Видя, что капитан отказывается подчиниться, технический директор вызвал на борт пограничников.
– Я понимал, что если сделаю так, как они предлагают, то уже не получу свои деньги, – говорит капитан. – Скажу честно, особых надежд на профсоюзы, я не возлагал, поэтому сначала связался с представительством ITF в Новороссийске. Оттуда информация ушла в украинские профсоюзы, которые в итоге сработали на «отлично», за что им огромное спасибо.
Помощник председателя Федерации морских профсоюзов Украины Вадим Мошченко уверен: помочь россиянину удалось благодаря адекватному отношению к ситуации сотрудников правоохранительных органов. «Нужно отдать должное портовым властям, пограничной службе, потому что они приняли наши аргументы, быстро разобрались в ситуации и поняли, что их пытаются привлечь с целью давления на экипаж», – поясняет специалист.
Напряженная обстановка сохранялась на «Атамане» почти месяц. В это время представители ФМПУ, наслышанные об особенностях ведения дел руководством «Навигатора», решили связаться с владельцем груза, чтобы подключить его к урегулированию конфликта. Петербургская компания оперативно оценила риски и взяла долги по зарплате экипажу на себя. По слухам, за это она получила некоторые – весьма существенные – преференции…
Новость о том, что работнику «Навигатора» удалось получить зарплату, мгновенно разлетелась в морском сообществе.
Юрист ЮТО РПСМ Вадим Кулебякин считает, что главным методом борьбы в подобных ситуациях остается профсоюзная солидарность. «Не будь ее, ничего бы не вышло, – уверен он. – Мы не понаслышке знаем, что такое компания «Навигатор», как она производит расчеты с моряками. На словах обещаются золотые горы из долларов, а на деле получается рублевый МРОТ. В интересах моряков мы обращались в суд, однако судья не принимает в расчет ведомости, подписанные капитаном, и соглашается только с тем минимумом, который прописан в трудовом договоре. Мы настоятельно рекомендуем морякам не верить обещаниям судовладельца, не подписывать никаких дополнительных соглашений, потому что в итоге вы не получите свои деньги и не сможете в суде доказать свою правоту. В этом случае самым серьезным оружием профсоюза остается солидарность, которая сильна даже там, где закон, к сожалению, бессилен».
«Мы благодарны коллегам из ФМПУ за помощь нашему капитану и еще раз обращаемся к морякам: прежде, чем трудоустраиваться на судно, изучите всю возможную информацию о своем потенциальном работодателе», – призывает инспектор Ольга Ананьина.
Любопытно, что в интервью журналу «Транспорт Юга» генеральный директор ЗАО «Навигатор» Александр Черноштан так охарактеризовал «формулу успеха» своего бизнеса: «Все дело, на мой взгляд, в четком выполнении своих обязательств перед партнерами, из чего складывается доверие и уважение. Компания «Навигатор» работает под «белым флагом», в полном объеме платит все налоги и отчисления в разные фонды. Такова внутренняя позиция нашего коллектива: если мы хотим жить и работать в этом городе, в этом бассейне и в этой стране, то нужно это делать честно и порядочно».
А вот каких оценок удостоилась компания «Навигатор» на сайте общероссийской сети бизнес-порталов: «Неблагонадежная компания. Задержки, по зарплатам экипажам судов, составляют более двух лет. Достоинств нет! Недостатков очень много, лучше не связываться».
Наверх