23.10.2025

В Санкт-Петербурге открыли выставку, посвященную таинственной гибели парусного корабля «Лефорт»

22 октября в Центральном военно-морском музее открылась выставка «Лефорт. Возвращение Балтийской легенды». Она посвящена одной из самых загадочных трагедий русского флота — гибели линейного корабля «Лефорт». 10 сентября 1857 года корабль, совершавший переход из Ревеля в Кронштадт в составе эскадры, внезапно опрокинулся и затонул в Финском заливе за считанные минуты. Катастрофа унесла жизни 843 человек, включая женщин и детей моряков, находившихся на борту. Причины крушения более полутора веков оставались неизвестными, и лишь в 2024 году участники экспедиции Разведывательно-водолазного клуба, обнаружившие затонувший корабль, смогли установить: «Лефорт» погубил человеческий фактор.

Что произошло с «Лефортом», удалось узнать не сразу: Разведывательно-водолазный клуб обнаружил лежащий на дне Финского залива корабль еще в 2013 году. Судно покоилось на грунте в практически идеальном состоянии. За десять лет водолазы совершили несколько погружений к месту гибели и только в прошлом году смогли определить, что вероятнее всего к катастрофе привела сорвавшаяся с креплений пушка, которая пробила борт корабля. 

— Обследуя корабль фактически у самого дна под завалами грот-мачты, мы обнаружили, что на левом борту третьего нижнего орудийного ряда где-то по центру большая пушка выбила порт. При этом все остальные порты абсолютно заглушены. У нас сразу возникла гипотеза, что эта пробоина и могла стать причиной катастрофы, — рассказал подводный исследователь, член Разведывательно-водолазной команды Михаил Иванов. 

Чтобы проверить эту гипотезу, участники экспедиции привлекли специалистов из Крыловского научного центра и строителей реплики линейного корабля «Полтава», досконально изучивших чертежи кораблей XVIII–XIX веков. Проведенные расчеты показали: при крене всего около тридцати градусов через поврежденный порт корабль принимал на борт до семисот двадцати тонн воды в минуту. Для судна водоизмещением около 3500 тонн эта масса оказалась роковой — она мгновенно перевернула и потопила «Лефорт».  

— Продолжив исследования, мы пришли к выводу, что в трагедии виноват человеческий фактор. Перед походом корабль давал частые салюты в честь дня рождений цесаревича и генерал-адмирала, что требовало постоянного открепления и закрепления пушек. Вероятно, один из расчетов, проявив халатность, не закрепил орудие как следует. При шторме пушка сорвалась и выбила порт, — объяснил М. Иванов. 

Весь масштаб трагедии — представлен на выставке, которая собрала более 50 предметов. Так, посетителей встречает большая модель парусника «Императрица Александра». Это был корабль такого же класса и схожих характеристик, что и «Лефорт». А над парусником — художественная доминанта собрания — картина Ивана Айвазовского «Гибель корабля «Лефорт». 

— Картина, посвященная гибели «Лефорта», стоит особняком в наследии признанного «певца морских бурь». Полотно имеет аллегорический характер: на картине из морской пучины к Спасителю тянутся души погибших — детей, женщин и моряков, — рассказала начальник музейного отдела фондов ЦВММ и куратор выставки Мария Олейник. 

Погрузиться в атмосферу трагической истории корабля посетителям помогут также  работы современных маринистов и эффектные инсталляции из якорей, пушек и канатов, воссоздающие картину морского дна. Отдельный раздел выставки, представленный видео и фотодокументами, подробно рассказывает о работе подводной экспедиции, подарившей «Лефорту» второе рождение — уже в статусе исторического памятника и мемориала.

↑ 

Наверх