29.05.2023

«От слов к  делу»: преодолевая гендерный разрыв в  морской отрасли

Согласно последнему отчету BIMCO/ICS  Seafarer Workforce Report о состоянии мирового морского рынка труда, женщины составляют лишь 1,3% всей  морской рабочей силы. Несмотря на то, что Международная морская организация (ИМО) впервые представила программу гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин  25 лет назад, в 1988 году, уровень участия женщин в международном судоходстве за последние десятилетия практически не изменился.

Ряд факторов способствовал отсутствию прогресса в достижении большего гендерного паритета, в том числе недостаточная осведомленность женщин о том, какие  карьерные перспективы им предлагает морская отрасль, особенно для молодых девушек; отсутствие гибкого графика для женщин, планирующих создать семью; и неспособность должным образом адаптировать  физическую среду и культуру труда на борту, чтобы обеспечить безопасную и благоприятную среду для морячек.

Однако в последние годы растет признание важности принятия немедленных решительных мер по устранению структурного неравенства, которое составляет основу гендерного разрыва в судоходной отрасли. В 2019 году ИМО определила «Расширение прав и возможностей женщин в морском сообществе» в качестве темы Всемирного дня моря, уделив повышенное внимание вопросу гендерного равенства. Кроме того, судоходство стоит на пороге кадрового кризиса: в докладе  BIMCO/ICS указывается на текущую нехватку более 26 000 офицеров, а к 2026 году для управления мировым торговым флотом потребуется дополнительно 89 510 офицеров. Эффективные меры, направленные на то, чтобы сделать работу в судоходной отрасли более привлекательной альтернативой карьеры для женщин, будут играть ключевую роль в смягчении растущей нехватки морских кадров.

Представление о судоходстве как об отрасли, в которой доминируют мужчины, несомненно, является одной из проблем, которые необходимо решить, чтобы молодые девушки и женщины знали, что они способны построить успешную карьеру в море, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Однако необходимо приложить немало усилий, чтобы морская отрасль превратилась в  безопасную, справедливую и инклюзивную рабочую  среду, чтобы судоходство стало той  сферой труда, которая будет не только привлекать женские кадры, но и будет стимулировать их продолжать строить в ней карьеру.

Недавние научные исследования  выявили многообразные, имеющие ярко выраженную гендерную окраску проблемы, с которыми часто  сталкиваются морячки. Так, созданный в 2022 году по инициативе Глобального морского форума альянс All Aboard Alliance определил 15 «болевых точек» для женщин, работающих в море, включая гендерную дискриминацию на рабочем месте; злоупотребление властью, включая сексуальное насилие и сексуальные домогательства; отсутствие гибкого рабочего графика; и физические условия на борту, которые не приспособлены к потребностям женщин, например, отсутствие  средств индивидуальной защиты соответствующего размера или средств личной гигиены и оборудования для  их утилизации.

Данные SeafarerHelp ISWAN, бесплатной, глобальной, конфиденциальной, многоязычной горячей линии, работающей круглосуточно и без выходных, раскрывают как недостаточное представительство женщин в мировом судоходстве, так и конкретные проблемы, с которыми морячки сталкиваются на борту. В 2022 году на долю морячек  приходилось 3,8% от общего числа обращений на горячую линию  SeafarerHelp, что немного выше доли женщин в мировом судоходстве в целом, но, тем не менее, отражает значительный гендерный дисбаланс в отрасли. Проблемы, с которыми женщины обращались в SeafarerHelp, заметно отличались от тех вопросов, которые заставляли звонить на горячую линию их коллег мужского пола, что в очередной раз подтверждает гендерный характер  проблем на борту судна, особенно это касается жестокого обращения, издевательств, домогательств и дискриминации (ABHD).

Наиболее частые вопросы, которые волновали мужчин, обращавшихся на горячую линию SeafarerHelp, распределились следующим образом: поиск информации о центрах для моряков (12,0%), помощь в поиске работы (8,7%) и помощь в репатриации (7,9%). У женщин наиболее частой причиной обращения в SeafarerHelp были жестокое обращение, издевательства, домогательства и дискриминация, на эту категорию жалоб приходилось 16,7% обращений. В половине этих случаев женщины обращались в ISWAN за поддержкой после того, как стали жертвами сексуальных домогательств или сексуального насилия в рейсе. Жертвы подобных преступлений часто испытывали проблемы с психическим здоровьем, именно эти проблемы заняли вторую сточку в списке наиболее часто поднимавшихся морячками вопросов — на их долю пришлось чуть менее 10% всех обращений.

Расширение возможностей  женщин в судоходстве: предстоящий путь вперед
В ответ на неизменно низкую представленность женщин в судоходстве Европейская федерация транспортников (ЕФТ) и Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества (ECSA) поручили подготовить подробный доклад с целью определения  конкретных шагов, которые можно предпринять для достижения большей гендерной справедливости в европейском судоходстве, хотя, эти же рекомендации можно применять и на международном уровне. Одним из ключевых тезисов доклада  является то, что пришло время «перейти от слов к делу» в отношении создания более разнообразной и инклюзивной среды, и что отрасль должна действовать активнее и  взять  инициативу на себя, не дожидаясь введения соответствующих  нормативно-регулятивных положений и законов.

В докладе подчеркивается, что жизнь на море очень сложна; такие факторы, как национальность, возраст, культура управления  и иерархия на борту могут  усугублять проблемы, связанные с гендерным равенством. Учитывая всё это, в докладе излагается комплексный подход к достижению большего гендерного равенства за счет сочетания передового опыта на уровне компаний, реформ в области нормативного-регулирования, сравнительного анализа и более тонко выверенного подхода к популяризации отрасли среди молодежи.

Основные рекомендации включают обмен передовой практикой и передовым опытом и их внедрение. Чтобы создать безопасную среду для морячек, компаниям следует принять и внедрить передовую практику и передовой опыт, включая борьбу с домогательствами и травлей; гибкие графики работы; отпуск по уходу за ребенком; а также разнообразие и инклюзивность на корпоративном уровне. Политика в области охраны труда и техники безопасности должна предусматривать обеспеченность эргономически подходящими СИЗ, отвечающими потребностям всех работников.

Компании должны обеспечить надлежащие для женщин условия проживания на борту, учитывая санитарно-гигиенические требования к условиям труда женщин.

В 2020 году в рамках Индекса разнообразия Международной палаты судоходства (International Chamber of Shipping Diversity Index) был установлен ряд целевых показателей по значительному увеличению числа женщин в составе экипажей торговых судов:  с 7,5% до 12,0% к концу 2023 г. и до 25,0% к концу 2040 года. Судоходная отрасль должна работать над достижением целей, которые уже были согласованы и поставлены, вместо того, чтобы пытаться установить другие и уменьшить влияние уже согласованных целей. Также необходимы более точные данные  по странам , которые отражают по многочисленным аспектам уровень участия женщин в морской отрасли. Эти данные могли бы стать отправной точкой для измерения прогресса.

В отчете рекомендуется установить следующий целевой показатель: в течение 20 лет не менее 40% женщин должны занимать руководящие должности в сфере морского управления.

В рамках базовой подготовки по ПДНВ и Подготовки по вопросам человеческого фактора, руководства и управления (HELM) необходимо уделять больше внимания вопросам гендерного разнообразию и культуры. Назначенное лицо на берегу (DPA) должно нести юридическую ответственность за принятие соответствующих мер в отношении официальных жалоб на сексуальные домогательства, издевательства и дискриминацию.

Более эффективное продвижение отрасли среди молодежи предполагает устранить барьеры на пути к карьере в судоходстве  таким образом, чтобы молодёжь видела реальные перспективы для себя в морской отрасли.

В докладе особо подчеркивается, что любые инициативы должны быть направлены на достижение реальных  изменений, а не просто на попытки улучшить общественный имидж морского сектора. Невозможно работать над увеличением числа женщин-моряков, не обращая внимания на более широкие культурные и системные факторы, и при этом гарантировать, что женщинам будет обеспечена  безопасная, толерантная и уважительная рабочая среда.

Существует  много примеров судоходных компаний, которые применяют активный и инновационный подходы к продвижению гендерного равенства в морском секторе. Например, компания BSM, член ISWAN, поставила перед собой стратегическую цель на 2023 год  увеличить число женщин на руководящих должностях на 5% и провести обучение по борьбе с предвзятостью для всех сотрудников отдела кадров и менеджеров. Компания Synergy Group обеспечила всех женщин, работающих на её судах,  средствами индивидуальной защиты подходящих им размеров. Компания Maersk инициировала первую в Индии программу для женщин-кадетов и поставила перед собой цель, чтобы к 2027 году женщины составляли 50% новых кадетов. Anglo-Eastern Group в этом году запустила свою сеть Anglo-Eastern Women of Sea, это международная платформа для морячек, где они могут делиться своими знаниями и опытом, оказывать друг другу поддержку в преодолении проблем, с которыми они сталкиваются на рабочем месте, а также определять те области морской политики, в которых необходимы изменения.

По материалам  seafarerswelfare.org
Фото: commons.wikimedia.org/wiki/Category:CC-BY-SA-4.0

↑ 

Наверх