03.03.2023

Первым коммерческим операциям отечественного флота на международном рынке – 50 лет

В марте 2023 года судоходное сообщество России отмечает юбилей – 50-летие начала коммерческих операций по фрахтованию иностранных судов с правом их последующего выкупа. Новаторский в условиях плановой советской экономики подход придал дополнительный импульс для обновления и пополнения отечественного торгового флота, заложил основу для создания «Совкомфлота» и формирования его уникальной деловой культуры.

В начале 1970-х годов СССР столкнулся с дефицитом флота для перевозки больших объемов импортного зерна. Суда предлагалось фрахтовать на мировом рынке по высоким ставкам, что стало бы дополнительной статьей расходов для отечественной экономики. Собственного флота при этом не прибавлялось.

В этих условиях председатель внешнеторгового объединения «Совфрахт» Николай Иванович Зуев выступил со смелой инициативой. В условиях плановой экономики он предложил фрахтовать иностранные суда без экипажей (в судоходстве термин носит название «bareboat») на основе долгосрочного лизинга, или так называемого бербоут-чартера, с правом выкупа судов в собственность после полной оплаты стоимости. Оплата осуществлялась из заработанного бербоутными судами фрахта. Это означало, что впоследствии суда смогут перейти в собственность СССР и ходить под его государственным флагом.

Вместе с легендарным министром морского флота Тимофеем Борисовичем Гуженко они подготовили докладную записку на имя Председателя Совета Министров СССР, в которой изложили эту инициативу. В разработке идеи также участвовал заместитель министра морского флота – Владимир Иванович Тихонов.

Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин данную инициативу поддержал. Так были санкционированы, по сути, первые коммерческие операции отечественного морского флота на международном рынке.

Ну а первыми судами, приобретенными по новой схеме, стали два небольших балкера дедвейтом около 40 тысяч тонн каждый – «Совфрахт» и «Совинфлот». За 10 лет работы они принесли государству прибыль в размере 30 млн инвалютных рублей.

Подход, внедрению которого способствовали руководители Минморфлота СССР, позволил существенно обновить флот, ввести в практику работы отечественных судоходных компаний самые современные системы технического, коммерческого и финансового менеджмента

В течение последующих 15 лет по схеме бербоут-чартера были приобретены более 100 различных типов судов. Они передавались в эксплуатацию советским пароходствам, таким образом пополнялся и развивался торговый флот страны.

В дальнейшем подразделение «Совфрахта», которое занималось бербоутными операциями, было выделено в отдельную структуру – внешнеторговое объединение «Совкомфлот», а затем в 1988 году было преобразовано в АКП «Совкомфлот» и стало одним из первых акционерных обществ современной России.

Сегодня ПАО «Совкомфлот» – одна из крупнейших танкерных компаний мира, лидер морской транспортировки энергоносителей, которая участвует в обслуживании крупных индустриальных проектов: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2».

Успех «Совкомфлота» опирается на опыт коммерческих операций, накопленный с 1973 года, и напрямую связан с судьбоносным решением Алексея Николаевича Косыгина.

Во многом залогом успешного поступательного развития компании стала опора на фундамент, заложенный отцами-основателями «Совкомфлота». Опыт, знания, репутация талантливых людей, стоявших у истоков компании, заслуживают отдельного упоминания: Тимофей Борисович Гуженко, Владимир Иванович Тихонов, Николай Иванович Зуев, Георгий Александрович Маслов, Геннадий Давыдович Герасимчук, Вадим Дмитриевич Корнилов. Их пример является источником вдохновения для нынешнего и будущего поколений профессионалов морской отрасли.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что сегодня «Совкомфлот» – не только успешная танкерная компания, но и социально-ответственный работодатель, неоднократно доказывавший, что его главный капитал и ценность  люди: плавсостав и береговые сотрудники.  «Компанию всегда отличала высокая надежность и безупречная репутация», – отмечают в РПСМ.

По материалам «Вестника СКФ», фото – «Вестник СКФ»


↑ 

Наверх