02.03.2023

Снятие барьеров в коммуникации – вопрос безопасности

Четверть инцидентов на торговом флоте в 2022 году произошли по вине «действий в обход мер контроля безопасности». Такой вывод по итогам анализа аварийности сделали специалисты Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA). Для группы компаний «Совкомфлот» безопасность всегда оставалась приоритетом. Это дало свои результаты: так, опрос старших офицеров флота СКФ, проведенный в феврале текущего года в рамках семинара офицеров в Санкт-Петербурге показывает, что на сегодняшний день уровень культуры безопасности высоко оценивается самими экипажами. А в качестве способа дальнейшего совершенствования моряки предложили проводить на судах тематические семинары-практикумы.

Триггер опасности

– Безопасность – это основа нашей работы, и я призываю вас очень серьезно относиться к процедурам и особенно тщательно следить за выполнением всех регламентов рядовыми, – обратился к морякам директор департамента безопасности мореплавания и качества Владимир Юндт в ходе мероприятия. – Любой член экипажа должен знать: он может подойти к старпому и задать вопрос, особенно если речь идет о технике безопасности. И старпом должен не отмахнуться, а объяснить, почему вот так – правильно. Многие трагедии, связанные с человеческим фактором, можно предотвратить, если старшие офицеры будут вовремя замечать нарушения. Наша цель – это отсутствие инцидентов на флоте, и мы уверены, что она достижима. Это напрямую зависит от связки «человеческий фактор – культура безопасности». Именно нежелание экипажа соблюдать процедуры часто ведет к происшествиям, потому что кажущиеся мелкими несоответствия выстраиваются в длинную цепь, и неизвестно, что станет в ней триггером.

Принципиальная философия

Высокий уровень технического менеджмента, способного обеспечить безаварийную работу флота, – важное конкурентное преимущество «Совкомфлота». Не просто так на надстройке судов СКФ написано: SAFETY COMES FIRST. Это одна из ключевых задач, которая стоит перед всем коллективом компании, а если мыслить шире – элемент идеологии СКФ. Специалисты понимают: в современных рыночных условиях цена ошибки очень велика, поэтому задача обеспечения безаварийной работы флота требует повышенного внимания.

Культура безопасности имеет пять уровней развития: патологичный (безразличие), реактивный (когда о безопасности задумываются после происшествия), расчетливый (наличие систем контроля над потенциальными опасностями), инициативный (постоянное развитие) и созидательный (безопасность устойчиво встроена в систему ведения бизнеса). Переходу к следующим уровням способствуют лучшая информированность, укрепление доверия и увеличение степени ответственности моряков.

Жертва или надзиратель?

Об ответственности в рамках офицерского семинара говорил и ведущий специалист группы охраны труда Виктор Львов. «Вопросы безопасности в экипажах нужно обсуждать открыто, – подчеркнул он в своем выступлении. – Например, матрос может просто побояться высказаться, предпочтет вместо этого промолчать. Но сегодня он промолчит о рваной перчатке, а в следующий раз проигнорирует предаварийную ситуацию. Ведь какой-то пустяк может привести к серьезным последствиям. Очень важно, чтобы старшие офицеры помогали снимать барьеры в коммуникации на борту».

Специалист привел в пример несколько моделей негативных взаимоотношений между офицерами и рядовыми: «подчиненный и надзиратель», «кнут и пряник», «жертва и лидер». Все они порочны по своей сути, потому что ведут к перекладыванию ответственности за безопасность на других. «Нормальные деловые отношения в экипаже строятся на открытом диалоге, уважении друг к другу и отсутствии барьеров для обсуждения острых вопросов, – высказался эксперт. – В этом процессе очень важна личность руководителя, его, так скажем, отеческий пример. Капитан, старший помощник, старший механик – каждый из вас создает атмосферу на борту, помогает формировать осознанное отношение к безопасности и способность адекватно и своевременно оценивать риски у всех членов экипажа».

Ответственность смолоду

Именно такое отношение руководство компании старается прививать плавсоставу на самом раннем этапе. «Политика компании – «Безопасность превыше всего» – реально работает, – заметил курсант Олег Зимин после прохождения практики в СКФ. – Персонал заботится об этом и строго соблюдает правила. Меня сразу проинструктировали по технике безопасности, и эти нормы впоследствии я неукоснительно соблюдал. Если старшие коллеги видели меня без перчаток, то ругали, без наушников куда-нибудь забежал – возвращали».

Старший помощник «НС Парад» Юрий Золотопуп тоже осознал высокую степень ответственности каждого члена экипажа, когда вышел в свой первый рейс. За годы работы в море он лишь убедился в этом. Моряк уверен: от слаженных действий на борту, понимания и добросовестного отношения каждого члена экипажа зависит безаварийная работа флота.

– Чтобы продолжать оставаться одной из лучших судоходных компаний в мире, необходимо поддерживать культуру безопасности на самом высоком уровне, – заключил Владимир Юндт. – Важную роль в этом играет хорошее взаимодействие экипажей судов и персонала береговых подразделений, в том числе в рамках семинаров.

Российский профессиональный союз моряков, являющийся давним социальным партнером СКФ, считает такой подход к безопасности единственно верным. «Целью любого судовладельца должно являться максимальное снижение рисков на борту – это позволит уберечь моряков от травм и судно от повреждений. Однако не стоит надеяться, что культура безопасности станет высокой сама собой – это требует активного участия работодателя».

По материалам newsletter.scf-group.ru

↑ 

Наверх