21.02.2023

Лидеры морской отрасли жалуются на острую нехватку моряков

Слишком много судов и мало моряков – вот одна из самых больших проблем, с которыми сегодня сталкивается отрасль. Именно такое мнение высказали главы четырех крупнейших судоходных ассоциаций на 13-м ежегодном форуме греческого судоходства Capital Link в Афинах.

«Сегодня мы сталкиваемся с большой нехваткой тружеников флота, и эту проблему необходимо решить в ближайшее время», – заявил Эмануэле Гримальди, председатель Международной палаты судоходства (ICS), выступая на мероприятии. С ним согласился председатель Intertanko Паоло д’Амико, который отметил, как важно придумать способ победить эти трудности. Он также подчеркнул, что когда только начинал карьеру в судоходстве, моряков было так много, что ни у кого в мыслях не было, что однажды их может оказаться недостаточно.

Долгосрочное сокращение численности морских кадров уже является структурной проблемой в таких традиционно морских странах, как Греция и Италия. Однако в последние годы, после начала пандемии Covid-19 и специальной операции в Украине, все стало намного хуже.

Так, по данным Балтийского и Международного морского совета (BIMCO) и ICS, по состоянию на 2021 год россияне и украинцы вместе составляли чуть менее 15% от всей мировой морской рабочей силы – в общем счете это 1,89 млн моряков. «Большинство из них сейчас недоступны», – рассказал Гримальди.

Его заявления подтверждают неофициальные свидетельства греческих судовладельцев и менеджеров, которые жалуются на нехватку квалифицированных морских кадров и рост заработной платы моряков. Поскольку российских и украинских специалистов стало значительно сложнее нанимать, судоходные компании в поисках экипажей все чаще обращаются к азиатским  странам. Однако там могут возникнуть еще более крупные проблемы с одним из ведущих поставщиков морской рабочей силы – Филиппинами. Так, в своем выступлении Гримальди предупредил, что давние разногласия с Европейским союзом по поводу стандартов подготовки моряков на Филиппинах грозят еще больше ограничить предложение квалифицированных кадров, если ситуация выйдет из-под контроля. По его мнению, это может стать серьезной проблемой.

Ранее TradeWinds сообщал, что в ходе аудита морских образовательных учреждений на Филиппинах, проведенного в прошлом году Европейским агентством по безопасности на море (EMSA), был выявлен ряд несоответствий. Возможный отказ EMSA от одобрения сертификатов, выдаваемых морскими образовательными учреждениями страны, может означать, что 50 000 филиппинцев, работающих на судах под флагами стран ЕС, останутся не у дел.

В декабре, после визита в Брюссель президента Фердинанда Маркоса младшего, правительство Филиппин в ответ на давление со стороны европейских регуляторов сформировало совместный правительственный и отраслевой консультативный совет. Выступая в  Афинах, Гримальди отметил прогресс, который наметился в этом вопросе: «Надеюсь, стандарты обучения улучшатся».

ICS снова обсудит этот вопрос со Стивеном Коттоном, генеральным секретарем Международной федерации транспортников (МФТ). По мнению представителей индустрии, почва для подобных переговоров между работодателями и работниками отрасли в последнее время стала более благоприятной. «Одним из положительных последствий пандемии коронавируса является то, что она сблизила МФТ и ассоциации судоходной отрасли», – считает председатель Intercargo Димитриос Фафалиос.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что Международная палата судоходства заявляла о возможных нарушениях цепочек поставок, если возникнут препятствия для свободного перемещения российских и украинских моряков, еще в феврале прошлого года. Очевидно, эта проблема становится все более актуальной для судоходной отрасли. Поэтому всему мировому сообществу важно задуматься о том, как облегчить перемещение морских специалистов из России и Украины по миру.

По материалам tradewindsnews.com, фотография – ILO

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх