РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Об этом свидетельствует последний отчет RightShip. Так,
согласно опубликованным данным, в прошлом году более 1682 моряков со 103 судов
оказались брошены на произвол судьбы своими работодателями. Чаще всего судовладельцы
оставляли членов экипажей в ОАЭ, Испании и Турции. Вместе с данными 2022 года общее
количество жертв зарегистрированных за последние 20 лет случаев оставления моряков
достигло отметки в 9925 человек.
Надо сказать, что сегодня споры по делам о брошенных судах
ведут к неприемлемому уровню финансовых трудностей: последние собранные RightShip
данные показывают, что размер невыплаченных покинутым экипажам средств достигает
$40 миллионов. В целом количество известных случаев оставления моряков резко
возросло за последние пять лет: с 22 в 2016 году до 103 в 2022 году. При этом
другие заметные всплески были связаны с финансовым кризисом 2009 года и
вступлением в силу поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве в 2017
году. Как сообщает RightShip, на сегодняшний день зарегистрированные данные о числе
брошенных моряков не демонстрируют никаких признаков спада.
Отметим, что согласно определению Международной морской
организации, судно считается брошенным, когда судовладелец не в состоянии
покрыть расходы на репатриацию моряков и не выплачивает им заработную плату в
течение минимум двух месяцев, оставляет экипаж без снабжения и поддержки или
иным образом обрывает с ним связь. Внезапно оставшись без средств к
существованию, моряки обречены на страдания без еды, воды, припасов, лекарств,
и не имеют возможности добраться до берега, чтобы связаться с кем-то и
попросить о помощи. Таким образом брошенные на судах члены экипажей предоставлены
сами себе, а работодатели уклоняются от своих обязанностей перед ними. При этом
они могут продолжать нанимать моряков.
Однако согласно отчету, ужесточение правил соблюдения принципов
ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) означает, что
фрахтователей, банкиров и финансистов все чаще просят подтвердить проявление должной
осмотрительности при выборе своих партнеров. Зарегистрированные случаи оставления
судов и экипажей негативно сказываются на репутации и конкурентоспособности
судовладельцев и менеджеров.
«На платформе RightShip мы уже идентифицируем суда, которые были брошены вместе с экипажем,
и устанавливаем их связь с компанией. Мы не можем и не станем рекомендовать их
нашим клиентам для рейсов, и в процессе проверок отмечаем их как неприемлемые, –
добавил генеральный директор компании Стин Лунд. – Операторам, мало заботящимся
о благополучии и соблюдении прав человека, нельзя позволять продолжать свою
деятельность. Однако мы знаем, что можем сделать больше, как и более 1000 судовых
менеджеров, которые предпочли не раскрывать свои карты, воздержавшись от
прохождения опроса Crew Welfare Self-Assessment, который позволяет компании самостоятельно
оценить уровень благополучия своих экипажей».
В компании считают, что такая оценка стимулирует судовладельцев
эффективнее взаимодействовать с экипажами и прилагать усилия для улучшения их
социально-бытовых условий, а также позволяет фрахтователям выбирать тех
владельцев и менеджеров судов, которые публично взяли на себя обязательства по
соблюдению высоких стандартов в отношении социально-бытовых условий моряков. По
состоянию на начало 2023 года компания RightShip получила результаты
прохождения опроса Crew Welfare Self-Assessments от 226 компаний, имеющих DOC (документ о соответствии). Всего было
охвачено более 6 150 судов.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
оставление судна – одно из самых тяжелых испытаний, которое может выпасть на
долю экипажа. Иногда моряки в такой ситуации пребывают на борту долгие месяцы и
даже годы, подчас даже без необходимых продуктов и в тяжелейших условиях. РПСМ
рекомендует ни в коем случае не затягивать с обращением в профсоюз, если
судовладелец бросил теплоход: в таком случае будет легче полностью возместить
зарплату и скорее вернуться домой.
По материалам Safety4Sea, фотография – ILO
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх