13.02.2023

Российский флаг рискует попасть в «серую» зону Токийского меморандума

Процент задержаний российских судов по инспекциям в рамках Меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Tokyo MOU) растет, при этом количество инспекций сокращается из-за снижения судоходной активности России в странах соглашения. В целом же ситуация по инспектированию судов за рубежом и в России, в том числе, на внутренних водных путях (ВВП), остается стабильной. Об этом со ссылкой на директора информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК) Владимира Кузьмина, сообщает  ИАА «ПортНьюс. 

 «Окончательно трехлетний итог будет объявлен 1 июля текущего года, однако уже сейчас можно сказать, что мы рискуем попасть в «серый» список. В 2022-2022 гг. по Токийскому меморандуму было проведено 138 инспекций, задержано шесть судов. Для того, чтобы остаться в «белом» списке максимальное количество задержаний должно быть не выше четырех, либо количество проверок – меньше 170», – объяснил В. Кузьмин. Он уточнил, что по остальным меморандумам репутация флага РФ остается незапятнанной: по Парижскому меморандуму в период 2020-2022 гг. проведено 832 проверки, которые привели к 24 задержаниям; по Черноморскому – 851 проверка и четыре задержания; по Средиземноморскому – 594 проверки и одно задержание.

По его данным, всего в 2022 году портовый контроль проверил 810 российских судов в иностранных портах: 577 –  с замечаниями (71%), 13 – задержано. Для сравнения, в 2021 году было 12 задержаний на 936 проверок. По меморандумам проверки распределились следующим образом: Средиземноморский – 32%, Черноморский – 26%, Парижский – 23%, Индийский – 14%, Токийский – 5%. Среди стран, которые чаще других проверяли российские суда, – Турция, Республика Корея, Болгария, Грузия, КНР, до недавних пор Украина. 

«Лидеры по задержанию судов – КНР, которая с 2018 г. по 2022 г. задержала 77 российских судов, в 2023 году – уже три судна, и Республика Корея. Основные недостатки относятся к навигации, средствам борьбы с пожаром, спасательным средствам, свидетельствам и документации, условиям труда», – отметил эксперт.

В 2022 году российский портовый контроль проверил 4419 иностранных судов. Количество, по словам В. Кузьмина, несколько возросло, однако в целом картина мало отличается от предыдущего года: на 73% судов выявлены недостатки, 230 задержаны (5%). Наиболее часто в Россию заходят суда под флагами Панамы, Либерии, Маршалловых островов, Мальты, Белиза, Сьерры-Леоне, Того, КНР.

Общее количество выявленных недостатков выросло с 15,7 тыс. в 2021 г. до 17,7 тыс. в 2022 г., из них 967 инспекций привели к отказу в выдаче разрешение на выход из порта. Лидеры по задержаниям – Танзания, Коморские острова, Того, Белиз, Камерун, Италия, Панама.

Что касается проверок в российских морских портах флота под национальным флагом, по данным ИЦГПК, в 2022 году было осмотрено 7336 судов: около 73% – с недостатками, 140 – задержано (около 2%). Общее количество нарушений – более 26,6 тыс. Самые распространенные их них имели отношение к навигации, условиям труда, спасательным средствам, средствам борьбы с пожаром, свидетельствам и документации. К задержаниям привели 404 недостатка: основные касались свидетельств и документации, навигации, средств борьбы с пожаром, Международного кодекса по управлению безопасностью, спасательных средств, аварийных систем. В целом, по словам В. Кузьмина, с 2018 по 2022 гг. статистика остается стабильной, небольшое падение в 2020-2021 гг. связано со снижением количества осмотров из-за пандемии.

На внутренних водных путях появилась тенденция к улучшению показателей. Так, в 2022 году количество проверок, выявивших нарушения, снизилось до 7,5 тыс. или 65% от общего числа проверок, в 2021 г. – около 70%. Количество недостатков, послуживших  задержаниям, сократилось с 4 тыс. до 2,8 тыс. По пассажирским судам статистика относительно стабильная – из 1764 проверок около 65% с замечаниями против 70% в 2021 году. Что касается задержаний в прошлом году, то их было 134 или 7%, что на 10 задержаний больше, чем в 2021 году. 

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что работа государственного портового контроля играет огромную роль в обеспечении безопасности на море: суда, на которых есть серьезные проблемы, просто не могут продолжить рейс, пока их не исправят. Таким образом риск серьезных аварий становится меньше. Кроме того, представители PSC должны следить и за тем, чтобы на борту выполнялись требования Конвенции о труде в морском судоходстве, а условия труда ей соответствовали. «Моряки не должны страдать от работы на аварийных судах, без спецодежды или должного обеспечения. Не должны рисковать жизнью из-за того, что судовладелец не хочет следить за техническим состоянием спасательного или навигационного оборудования», – добавляют в РПСМ.

Фото: Tokyo MOU/maritimecyprus.com


↑ 

Наверх