РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На проблемы, связанные с техническим обслуживанием, не
всегда обращают должное внимание, ведь зачастую их трудно выявить – нередко они
принимаются за чисто технические сложности, не связанные с безопасностью и
предотвращением загрязнения. В результате эти вопросы могут не доходить до
руководства и не рассматриваться в рамках системы управления безопасностью
организации, что увеличивает риски и может привести к значительным затратам,
связанным с ремонтом и задержками в работе. Недавно Австралийское управление
морской безопасности (AMSA) выпустило Бюллетень по вопросам безопасности на
море, в котором подчеркивает: отсутствие планового технического обслуживания
может оказать значительное влияние на безопасность судна, людей и морской среды.
Случай из практики
Чем же проблемы с техобслуживанием оборачиваются на деле? В
качестве примера управление приводит один из известных случаев. Так, на балкере
произошло отключение электроэнергии, что послужило причиной отказа двигательной
и рулевой систем. Из-за этого впоследствии судно село на мель. Отключение электричества
произошло вследствие выхода из строя
вспомогательного дизельного генератора: контроллер температуры охлаждающей воды
оказался неисправен, что привело к ее перегреву.
Расследование показало, что судно давно шло с неисправным аварийным
генератором, который не работал должным образом. Когда пропала электроэнергия, он
запустился, но вскоре после этого выключился из-за перегрева. Ремень
вентилятора радиатора вышел из строя несколько месяцев назад, но его так и не
заменили. У компании-оператора не было надлежащих процедур, которые бы
обеспечивали определение критически важных запасных частей и наличие на борту
их необходимого запаса.
В AMSA подчеркивают: оператор должен обеспечить, чтобы
системы, машины и оборудование, критически важные для непрерывной безопасной
эксплуатации судна, надлежащим образом обслуживались и тестировались. Это
снижает вероятность возникновения аварийных событий и предотвращает их
неблагоприятный исход.
Что показывают инспекции PSC?
AMSA сообщает: почти три четверти всех отчетов о морских
происшествиях, полученных ей в период с 2019 по 2021 год, касались недостатков
или отказов судового оборудования, систем или конструкций. В частности, в 2020
году управление зарегистрировало 24 задержания по причине нарушений, связанных
с техническим обслуживанием. Шесть теплоходов задержали за то, что техобслуживание
судна не проводилось после освидетельствования. В среднем в 2020 году на одно
задержание судна Австралийским управлением морской безопасности приходилось 14 связанных
с техническим обслуживанием недостатков.
В этой связи с января по февраль 2022 года AMSA организовала целенаправленную
инспекционную кампанию, в ходе которой проведена 271 инспекция. 41% судов были задержаны
из-за ненадлежащего или неэффективного технического обслуживания.
Отмечается, что морские технические инциденты за период с
2019 по 2021 год чаще всего были связаны с поломкой или отказом двигательной
установки и рулевого управления, навигационного оборудования, технических
систем, судовых систем, оборудования для связи.
Что говорит законодательство?
Требования в отношении технического состояния оборудования
на борту, в частности, содержатся в Конвенции по охране человеческой жизни на
море (СОЛАС). Так, Правило 11 Главы I гласит:
«Судно и его оборудование поддерживаются в состоянии, отвечающем
положениям настоящих правил, для обеспечения того, чтобы судно во всех
отношениях оставалось годным для выхода в море без опасности для судна или
людей на борту».
Правило 3-1 Главы II-1 СОЛАС дополнительно предусматривает,
что техническое обслуживание судна должно соответствовать требованиям классификационного общества, предъявляемым к
устройству теплохода и его механическим и электрическим установкам.
В AMSA подчеркивают, что эффективная система управления техническим
обслуживанием будет результатом оценки сопутствующих рисков. При ее проведении оператор
должен учитывать:
– рекомендации по техническому обслуживанию и спецификации
производителя оборудования;
– историю его эксплуатации, включая сбои в работе, дефекты и
повреждения, а также меры по их устранению;
– результаты внешних проверок;
– возраст судна;
– выявленное критическое оборудование или системы;
– последствия отказа оборудования для безопасной
эксплуатации судна.
Кроме того, техническое обслуживание судна и оборудования
является требованием Международного кодекса управления безопасностью (МКУБ), о
чем говорится в Пункте 10.1. Согласно
Пункту 10.2, для его выполнения оператор должен обеспечить:
– проведение инспекций через соответствующие промежутки
времени;
– передачу сообщений о любых случаях несоблюдения требований
с указанием возможной причины, если она известна;
– соответствующие действия по устранению недостатков;
– регистрацию этих действий.
Важно, чтобы оператор исправил технический недостаток как
можно скорее, а также устранил пробел в системе управления техническим
обслуживанием, который как раз и стал первопричиной возникновения проблемы.
Почему техобслуживание так важно?
Связанные с техническим обслуживанием проблемы часто
являются результатом взаимодействия организационных факторов и скрытых условий.
Сжатые сроки переходов судов и выполнения погрузо-разгрузочных работ создают
огромную нагрузку на экипаж: у моряков практически не остается времени на
выполнение важных проверок и осмотров. Это может привести либо к несоблюдению
сроков техобслуживания, либо к его неэффективному или частичному проведению
из-за дефицита времени и нехватки рабочих рук. Если ради того, чтобы уложиться
в график, приходится жертвовать полноценным техобслуживанием, то неудивительно,
что это может крайне негативно отразиться на безопасности и бесперебойной
эксплуатации судна.
Как отметили в AMSA, известно, что во время пика пандемии COVID-19 возникали
трудности с обеспечением эффективного технического обслуживания. Однако
большинство ограничений уже сняты и карантинные требования сегодня ослабли, поэтому
теперь у операторов не должно возникать проблем с его планированием.
При этом стоит помнить: непродуманные, непонятные, плохо
сформулированные или трудно выполнимые процедуры техобслуживания скорее всего не
будут соблюдаться. По возможности следует привлекать моряков к разработке процедур,
тогда они будут более практичными и следовать им станет проще.
В AMSA уверены: хорошо
продуманная система планового технического обслуживания, подразумевающая
регулярное и тщательное обслуживание, визуальные осмотры и эксплуатационные
испытания, снизит риск отказа оборудования. В ней необходимо учитывать специальные
требования и инструкции, включая любые рекомендации производителя.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают:
безопасность на борту превыше всего, в том числе – скорости проведения операций
и связанных с ней выгод судовладельца. Поэтому у моряков должно оставаться
достаточно времени на проведение необходимых проверок, о чем нужно позаботиться
работодателю.
По материалам Safety4Sea
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх