27.10.2022

AMSA: эффективное и регулярное техобслуживание поможет предотвратить отказ машинного оборудования

На проблемы, связанные с техническим обслуживанием, не всегда обращают должное внимание, ведь зачастую их трудно выявить – нередко они принимаются за чисто технические сложности, не связанные с безопасностью и предотвращением загрязнения. В результате эти вопросы могут не доходить до руководства и не рассматриваться в рамках системы управления безопасностью организации, что увеличивает риски и может привести к значительным затратам, связанным с ремонтом и задержками в работе. Недавно Австралийское управление морской безопасности (AMSA) выпустило Бюллетень по вопросам безопасности на море, в котором подчеркивает: отсутствие планового технического обслуживания может оказать значительное влияние на безопасность судна, людей и морской среды.

Случай из практики

Чем же проблемы с техобслуживанием оборачиваются на деле? В качестве примера управление приводит один из известных случаев. Так, на балкере произошло отключение электроэнергии, что послужило причиной отказа двигательной и рулевой систем. Из-за этого впоследствии судно село на мель. Отключение электричества произошло вследствие  выхода из строя вспомогательного дизельного генератора: контроллер температуры охлаждающей воды оказался неисправен, что привело к ее перегреву.

Расследование показало, что судно давно шло с неисправным аварийным генератором, который не работал должным образом. Когда пропала электроэнергия, он запустился, но вскоре после этого выключился из-за перегрева. Ремень вентилятора радиатора вышел из строя несколько месяцев назад, но его так и не заменили. У компании-оператора не было надлежащих процедур, которые бы обеспечивали определение критически важных запасных частей и наличие на борту их необходимого запаса.

В AMSA подчеркивают: оператор должен обеспечить, чтобы системы, машины и оборудование, критически важные для непрерывной безопасной эксплуатации судна, надлежащим образом обслуживались и тестировались. Это снижает вероятность возникновения аварийных событий и предотвращает их неблагоприятный исход.

Что показывают инспекции PSC?

AMSA сообщает: почти три четверти всех отчетов о морских происшествиях, полученных ей в период с 2019 по 2021 год, касались недостатков или отказов судового оборудования, систем или конструкций. В частности, в 2020 году управление зарегистрировало 24 задержания по причине нарушений, связанных с техническим обслуживанием. Шесть теплоходов задержали за то, что техобслуживание судна не проводилось после освидетельствования. В среднем в 2020 году на одно задержание судна Австралийским управлением морской безопасности приходилось 14 связанных с техническим обслуживанием недостатков.

В этой связи с января по февраль 2022 года AMSA организовала целенаправленную инспекционную кампанию, в ходе которой проведена 271 инспекция. 41% судов были задержаны из-за ненадлежащего или неэффективного технического обслуживания.

Отмечается, что морские технические инциденты за период с 2019 по 2021 год чаще всего были связаны с поломкой или отказом двигательной установки и рулевого управления, навигационного оборудования, технических систем, судовых систем, оборудования для связи.

Что говорит законодательство?

Требования в отношении технического состояния оборудования на борту, в частности, содержатся в Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Так, Правило 11 Главы I гласит:  «Судно и его оборудование поддерживаются в состоянии, отвечающем положениям настоящих правил, для обеспечения того, чтобы судно во всех отношениях оставалось годным для выхода в море без опасности для судна или людей на борту».

Правило 3-1 Главы II-1 СОЛАС дополнительно предусматривает, что техническое обслуживание судна должно соответствовать требованиям  классификационного общества, предъявляемым к устройству теплохода и его механическим и электрическим установкам.

В AMSA подчеркивают, что эффективная система управления техническим обслуживанием будет результатом оценки сопутствующих рисков. При ее проведении оператор должен учитывать:

– рекомендации по техническому обслуживанию и спецификации производителя оборудования;

– историю его эксплуатации, включая сбои в работе, дефекты и повреждения, а также меры по их устранению;

– результаты внешних проверок;

– возраст судна;

– выявленное критическое оборудование или системы;

– последствия отказа оборудования для безопасной эксплуатации судна.

Кроме того, техническое обслуживание судна и оборудования является требованием Международного кодекса управления безопасностью (МКУБ), о чем говорится в Пункте 10.1.  Согласно Пункту 10.2, для его выполнения оператор должен обеспечить:

– проведение инспекций через соответствующие промежутки времени;

– передачу сообщений о любых случаях несоблюдения требований с указанием возможной причины, если она известна;

– соответствующие действия по устранению недостатков;

 регистрацию этих действий.

Важно, чтобы оператор исправил технический недостаток как можно скорее, а также устранил пробел в системе управления техническим обслуживанием, который как раз и стал первопричиной возникновения проблемы.

Почему техобслуживание так важно?

Связанные с техническим обслуживанием проблемы часто являются результатом взаимодействия организационных факторов и скрытых условий. Сжатые сроки переходов судов и выполнения погрузо-разгрузочных работ создают огромную нагрузку на экипаж: у моряков практически не остается времени на выполнение важных проверок и осмотров. Это может привести либо к несоблюдению сроков техобслуживания, либо к его неэффективному или частичному проведению из-за дефицита времени и нехватки рабочих рук. Если ради того, чтобы уложиться в график, приходится жертвовать полноценным техобслуживанием, то неудивительно, что это может крайне негативно отразиться на безопасности и бесперебойной эксплуатации судна.

Как отметили в AMSA, известно, что во время пика пандемии COVID-19 возникали трудности с обеспечением эффективного технического обслуживания. Однако большинство ограничений уже сняты и карантинные требования сегодня ослабли, поэтому теперь у операторов не должно возникать проблем с его планированием.

При этом стоит помнить: непродуманные, непонятные, плохо сформулированные или трудно выполнимые процедуры техобслуживания скорее всего не будут соблюдаться. По возможности следует привлекать моряков к разработке процедур, тогда они будут более практичными и следовать им станет проще.

В AMSA  уверены: хорошо продуманная система планового технического обслуживания, подразумевающая регулярное и тщательное обслуживание, визуальные осмотры и эксплуатационные испытания, снизит риск отказа оборудования. В ней необходимо учитывать специальные требования и инструкции, включая любые рекомендации производителя.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: безопасность на борту превыше всего, в том числе – скорости проведения операций и связанных с ней выгод судовладельца. Поэтому у моряков должно оставаться достаточно времени на проведение необходимых проверок, о чем нужно позаботиться работодателю.

По материалам Safety4Sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх