20.10.2022

С января по сентябрь в водах Азии произошло 62 случая вооруженных ограблений

Об этом свидетельствуют данные отчета  за третий квартал 2022 года Центра обмена информацией Соглашения по региональному сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии (ReCAAP ISC). Из них 59 – реально совершенные нападения, еще 3 – попытки. При этом не было зафиксировано ни одного случая пиратства – то есть атак в открытом море: все они имели место в пределах юрисдикции прибрежных государств. Полученные данные свидетельствуют об увеличении числа нападений в азиатских водах на 13%: в тот же период предыдущего года сообщалось только о 55 инцидентах, 3 из которых также не увенчались для преступников успехом.

Главной проблемной областью по-прежнему остается Сингапурский пролив: в общем счете 41 инцидент произошел здесь за девять месяцев 2022 года – это 66% от числа всех случаев за этот период и на 14 больше, чем с января по сентябрь прошлого года.

Кроме того, все еще существует угроза похищения экипажа ради выкупа в морях Сулу и Сулавеси. Хотя на протяжении 2022 года никого из моряков не брали в плен, риск этого достаточно высок, поскольку в районе Сулу и у побережья Тави-Тави по-прежнему орудуют остающиеся на свободе члены группировки Абу Сайяф. Тем не менее в связи с улучшением ситуации Береговая охрана Филиппин рекомендовала понизить уровень оценки угрозы до умеренного.

Как уже отмечалось, не было зафиксировано ни одного пиратского инцидента, что в целом соответствует общей тенденции в азиатских водах: большая часть происшествий, о которых на протяжении последних лет сообщается в регионе – вооруженные ограбления судов. Данные о нападениях с января по сентябрь с 2007 по 2022 год – за 16-летний период – свидетельствуют о том, что число случаев пиратства каждый год колебалось. В среднем к ним относилось 11% всех происшествий, остальные 89% являлись вооруженными ограблениями судов.

По уровню значимости два из 59 фактически совершенных нападений относятся к категории CAT 2 – второй по степени серьезности. Она предполагает, что нападение совершают от 4 до 9 человек, которые в большинстве случаев вооружены ножами/мачете и в 1/4 инцидентов – огнестрельным оружием. Экипажу чаще всего угрожают или временно удерживают в заложниках, пока злоумышленники воруют деньги команды и другую собственность на судне, включая запчасти двигателя. В отдельных случаях морякам наносят какие-то телесные повреждения или они страдают от физического насилия, однако не такого тяжелого по природе в сравнении с инцидентами CAT 1. Все остальные случаи относились к менее серьезным категориям CAT 3 (16 инцидентов) и CAT 4 (41 инцидент).

В большинстве происшествий –  41 случай – преступники не были вооружены или об этом не было известно. В оставшихся 18 у злоумышленников было оружие, в одном экипажу угрожали, а в другом моряков повалили на землю и связали в машинном отделении. В обоих инцидентах они не получили никаких травм. Из 62 нападений, 16 (26%) произошли на судах, стоящих на якоре/у причала, а 46 (74%) – на теплоходах, находящихся в движении.

Полностью ознакомиться с отчетом ReCAAP ISC за третий квартал можно здесь.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают: хотя в ходе зафиксированных в азиатских водах инцидентов никто из членов экипажей серьезно не пострадал, не стоит забывать о мерах предосторожности при рейсах через эти воды. Подробнее о том, как защитить экипаж и судно, можно узнать из специально созданного с учетом особенностей региона «Регионального руководства по противодействию пиратству и вооруженному разбою против судов в Азии – 2».

По материалам ReCAAP и Safety4Sea, фотография – ReCAAP

↑ 

Наверх