РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Всемирный морской университет (WMU) проводит опрос среди моряков, предлагая ответить на вопросы о том, сколько они работают и отдыхают – принять участие в нем можно до декабря 2022 года. Капитан Бикрам С. Бхатиа, проработавший на нефтяных и химических танкерах в течение 15 лет, – один из тех, кто задействован в исследовательском проекте WMU, цель которого – выяснить, как на самом деле обстоят дела с продолжительностью рабочего дня на борту и выполняются ли на практике требования в отношении комплектования экипажей, чтобы понять, необходимы ли какие-то дальнейшие регулятивные изменения. Он рассказал Международной сети социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN) о том, почему этот опрос так важен.
Здоровый баланс между работой и личной жизнью необходим для физического
здоровья и эмоционального благополучия. В то же время мир уже давно столкнулся
с необходимостью повышать производительность и переходить на более гибкие
графики работы. В результате происходят преобразования в организации рабочих
мест, и теперь круглосуточные операции становятся обычным явлением в
современных промышленных производственных и транспортных системах. Однако такие
условия работы могут поставить под угрозу физиологические и психологические
потребности людей, и моряков в том числе.
Действительно, члены экипажей работают в условиях жесткого
дефицита времени, к тому же управлять судном нужно круглосуточно. Поскольку
моряки и работают, и живут на борту, граница между трудом и отдыхом у них
размыта и может измениться в любой момент.
Члены экипажей существуют в очень сложных социотехнических
системах в постоянном взаимодействии с нестабильными природными и социальными
условиями. В судоходстве работники должны обеспечивать безопасность операций,
принимая соответствующие решения и действия исходя из необходимости. Именно
поэтому регулятивные меры по защите людей
и судов от последствий усталости должны стать приоритетом: они помогут поддерживать
адекватный уровень активности и бдительности членов экипажа, а, значит, будут
способствовать безопасной и эффективной эксплуатации теплоходов.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании
моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 года с поправками и Конвенция 2006 года о труде
в морском судоходстве были приняты Международной морской организацией и Международной
организацией труда в том числе с целью
регулирования продолжительности рабочего времени и отдыха моряков и
снижения их утомляемости.
Однако со времени публикации доклада «Усталость моряков: Исследовательская программа
Кардиффского университета»(Seafarer Fatigue: The Cardiff Research Programme) в
2006 году, все проводившиеся независимо друг от друга исследовательские работы
ставят под сомнение реализацию этих правил на практике и их эффективность. В
частности, в 2020 году WMU опубликовал доклад «Культура приспособления» (A
culture of adjustment), в котором нашли подтверждение сделанные ранее выводы о
системных недостатках в соблюдении правил, регулирующих продолжительность рабочего
времени и времени отдыха.
В дополнение к этому исследованию WMU решил провести опрос
среди моряков, чтобы узнать, как в реальной жизни обстоят дела с соблюдением
норм и правил, регулирующих продолжительность рабочего времени, а также с
документальным учетом часов работы и отдыха – не искажаются ли фактические
цифры. Свои усилия по сбору данных исследователи объединили с Международной федерацией
ассоциаций морских капитанов (IFSMA), Институтом морской инженерии, науки и
технологий (ImarEST), Морским институтом
(NI) и морской благотворительной организацией ISWAN.
Онлайн-опрос анонимный, принять участие в нем приглашают всех
тружеников торгового флота, ходивших в море после 1 февраля 1997 года. Любой моряк
на борту, в отпуске или работающий на берегу может заполнить анкету на
английском, китайском, индонезийском, русском, тагальском или украинском языке.
С июля 2022 года в опросе уже приняло участие значительное
количество моряков, представителей разных стран и национальностей, занимающих
различные должности, работающих на разных типах судов, под разными флагами и в
разных судоходных компаниях.
«Мы благодарим всех моряков, которые уже приняли участие в анкетировании,
и убедительно просим их распространить информацию о нем среди своих коллег и в
соцсетях, – отметили в ISWAN.
– Не стесняйтесь рассказывать о том, что происходит у вас на борту, пройдите опрос,
чтобы повысить достоверность его результатов».
Принять участие в опросе можно здесь.
В Российском профессиональном союзе моряков призывают членов
экипажей присоединиться к исследованию и ответить на вопросы анкеты. Информация
о том, как в действительности обстоят дела с рабочей нагрузкой на борту, очень
важна – она откроет путь к дальнейшим изменениям законодательства и снизит риск
усталости и инцидентов на судах.
Информация и фотография – seafarerswelfare.org
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх