12.10.2022

Работают ли нормы и правила, направленные на предотвращение усталости моряков?

Всемирный морской университет (WMU) проводит опрос среди  моряков, предлагая ответить на вопросы о том, сколько они работают и отдыхают – принять участие в нем можно до декабря 2022 года. Капитан Бикрам С. Бхатиа, проработавший на нефтяных и химических танкерах в течение 15 лет, – один из тех, кто задействован в исследовательском проекте WMU, цель которого – выяснить, как на самом деле обстоят дела с продолжительностью рабочего дня на борту и выполняются ли на практике требования в отношении комплектования экипажей, чтобы понять, необходимы ли какие-то дальнейшие регулятивные изменения. Он рассказал Международной сети социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN) о том, почему этот опрос так важен.

Здоровый баланс между работой и личной жизнью необходим для физического здоровья и эмоционального благополучия. В то же время мир уже давно столкнулся с необходимостью повышать производительность и переходить на более гибкие графики работы. В результате происходят преобразования в организации рабочих мест, и теперь круглосуточные операции становятся обычным явлением в современных промышленных производственных и транспортных системах. Однако такие условия работы могут поставить под угрозу физиологические и психологические потребности людей, и моряков в том числе.

Действительно, члены экипажей работают в условиях жесткого дефицита времени, к тому же управлять судном нужно круглосуточно. Поскольку моряки и работают, и живут на борту, граница между трудом и отдыхом у них размыта и может измениться в любой момент.

Члены экипажей существуют в очень сложных социотехнических системах в постоянном взаимодействии с нестабильными природными и социальными условиями. В судоходстве работники должны обеспечивать безопасность операций, принимая соответствующие решения и действия исходя из необходимости. Именно поэтому  регулятивные меры по защите людей и судов от последствий усталости должны стать приоритетом: они помогут поддерживать адекватный уровень активности и бдительности членов экипажа, а, значит, будут способствовать безопасной и эффективной эксплуатации теплоходов.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 года с поправками и Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве были приняты Международной морской организацией и Международной организацией труда в том числе с целью  регулирования продолжительности рабочего времени и отдыха моряков и снижения их утомляемости.

Однако со времени публикации доклада  «Усталость моряков: Исследовательская программа Кардиффского университета»(Seafarer Fatigue: The Cardiff Research Programme) в 2006 году, все проводившиеся независимо друг от друга исследовательские работы ставят под сомнение реализацию этих правил на практике и их эффективность. В частности, в 2020 году WMU опубликовал доклад «Культура приспособления» (A culture of adjustment), в котором нашли подтверждение сделанные ранее выводы о системных недостатках в соблюдении правил, регулирующих продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

В дополнение к этому исследованию WMU решил провести опрос среди моряков, чтобы узнать, как в реальной жизни обстоят дела с соблюдением норм и правил, регулирующих продолжительность рабочего времени, а также с документальным учетом часов работы и отдыха – не искажаются ли фактические цифры. Свои усилия по сбору данных исследователи объединили с Международной федерацией ассоциаций морских капитанов (IFSMA), Институтом морской инженерии, науки и технологий  (ImarEST), Морским институтом (NI) и морской благотворительной организацией ISWAN.

Онлайн-опрос анонимный, принять участие в нем приглашают всех тружеников торгового флота, ходивших в море после 1 февраля 1997 года. Любой моряк на борту, в отпуске или работающий на берегу может заполнить анкету на английском, китайском, индонезийском, русском, тагальском или украинском языке.

С июля 2022 года в опросе уже приняло участие значительное количество моряков, представителей разных стран и национальностей, занимающих различные должности, работающих на разных типах судов, под разными флагами и в разных судоходных компаниях.

«Мы благодарим всех моряков, которые уже приняли участие в анкетировании, и убедительно просим их распространить информацию о нем среди своих коллег и в соцсетях, – отметили в ISWAN. – Не стесняйтесь рассказывать о том, что происходит у вас на борту, пройдите опрос, чтобы повысить достоверность его результатов».

Принять участие в опросе можно здесь.

В Российском профессиональном союзе моряков призывают членов экипажей присоединиться к исследованию и ответить на вопросы анкеты. Информация о том, как в действительности обстоят дела с рабочей нагрузкой на борту, очень важна – она откроет путь к дальнейшим изменениям законодательства и снизит риск усталости и инцидентов на судах.

Информация и фотография – seafarerswelfare.org

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх