09.08.2022

Моряки должны жить без страха психологического и физического насилия

Специальный трехсторонний комитет Международной организации труда (МОТ) по Конвенции о труде в морском судоходстве опубликовал новое заявление, в котором призвал представителей отрасли – государства флага, порта, страны происхождения моряков, судовладельцев, членов экипажей  – быть проактивными в вопросах предотвращения дискриминации, физического и психического насилия на борту судов, чтобы труженики флота могли работать в безопасных условиях. «Учитывая глобальный характер судоходства, очень важно, чтобы моряки получили такую защиту», – отмечается в появившемся на сайте МОТ сообщении.

Должностные лица комитета отмечают, что на сегодняшний день существует нормативная база, которая должна обеспечивать безопасное рабочее место для всех членов экипажей, в частности, сама Конвенция 2016 года о труде в морском судоходстве (КТМС) и Конвенция № 190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда 2019 года, а также фундаментальные принципы, входящие в другие международные стандарты, включая  Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий (№ 111).

КТМС предназначена для обеспечения максимально широкой приемлемости среди стран, судовладельцев и моряков, приверженных принципам достойного труда. Ее применение контролируется МОТ, основной мандат которой – содействовать обеспечению достойных условий труда, поэтому нормы конвенции должны соблюдаться.

Отмечается, что первый пункт Правила 4.3 КТМС гласит: «Каждое государство-член обеспечивает, чтобы выполнялись требования охраны и гигиены труда моряков на судах, плавающих под его флагом, и чтобы моряки жили, работали и проходили подготовку на борту судна в безопасных санитарно-гигиенических условиях».

Должностные лица комитета также подчеркивают, что государства флага имеют четко определенные обязанности и обязательства в отношении условий труда, найма экипажа и социальных вопросах на судах под их флагом согласно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS, статья 94).

Страны, которые ратифицировали КТМС, обязались обеспечить, чтобы трудовые и социальные права моряков, обозначенные в Статье IV, были полностью имплементированы в соответствии с требованиями Конвенции, и, в частности, сделать так, чтобы каждый моряк имел право на безопасное и надежное рабочее место, которое соответствует стандартам безопасности.

Напомним, что Статья IV КТМС содержит следующие нормы:

1. Каждый моряк имеет право на безопасное и надежное рабочее место, которое соответствует нормам безопасности.

2. Каждый моряк имеет право на справедливые условия занятости.

3. Каждый моряк имеет право на достойные условия труда и жизни на борту судна.

4. Каждый моряк имеет право на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социально-бытовое обслуживание и на другие формы социальной защиты.

5. Каждое государство-член обеспечивает, в пределах своей юрисдикции, полную реализацию трудовых и социальных прав моряков, изложенных в предыдущих пунктах настоящей статьи, в соответствии с требованиями настоящей Конвенции. Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, то такая реализация прав может быть достигнута на основе национального законодательства или нормативных правовых актов, посредством применимых коллективных соглашений, с помощью практической деятельности или иных мер.

Помимо прочего государства-члены обязаны обеспечить членов экипажей доступной конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб и предоставления сообщений, которая позволит им докладывать о любых нарушениях их основополагающих прав, перечисленных в Статье III, в соответствии со статьей V (Обязанности, связанные с применением и обеспечением выполнения) и соответствующих положений КТМС.

«Чтобы помочь членам МОТ удостовериться, что моряки получают защиту, о которой говорится в КТМС, Специальный трехсторонний комитет указывает на необходимость принять во внимание последнюю версию Руководства по искоренению домогательств и издевательств на борту судов, совместно опубликованного Международной палатой судоходства и Международной федерацией транспортников, как это предусмотрено в Руководящем принципе  B.4.3.1 КТМС», – отмечается в заявлении.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что дискриминация по любому признаку, издевательства и притеснения недопустимы на борту судов. Поэтому члены экипажей должны тщательно следить за собственным поведением и по возможности предотвращать подобные действия со стороны коллег, а судовладельцы – проводить на своем флоте политику пресечения любых проявлений психологического или физического насилия. Только совместными усилиями можно сделать атмосферу на судне комфортной и безопасной для всех.

По материалам МОТ

↑ 

Наверх