18.07.2022

«Наша задача – проводить политику по защите интересов моряков и их семей»

В пятницу, 15 июля, на площадке Отраслевого центра по охране труда на морском транспорте Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота состоялся онлайн-семинар по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и технических инспекторов Российского профсоюза моряков. В нем участвовали более 20 специалистов. Изменения в раздел X Трудового кодекса «Охрана труда» и новые «Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» – две важные темы, которые стояли на повестке. На семинаре, подготовленном руководителем центра Михаилом Соколовым, рассматривались и объяснялись основные дополнения и изменения требований Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Курировал мероприятие заместитель председателя РПСМ Игорь Павлов. 

– Основная задача семинара состояла в получении знаний о новых требованиях по современным документам и проверке знаний профактива РПСМ, – подчеркнул главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк. – Все это для того, чтобы мы могли выполнять нашу главную задачу – на разных уровнях проводить политику по защите интересов моряков в области охраны труда. Процедуры обучения и проверки знаний имеют большое значение, так как представители профсоюзов тесно взаимодействуют с государственными органами и судовладельцами по многим аспектам системы управления охраной труда.

Так, он подробно остановился на требованиях последнего нормативного документа, касающегося расследования несчастных случаев на производстве, акцентировав внимание коллег на приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.04.2022 г. № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».  Новые особенности расследования несчастных случаев вступят в силу 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 сентября 2028 года. Над документом среди прочих работали специалисты РПСМ. 

Инцидент за пределами судна 

– Сегодня процедура расследования и учета несчастных случаев, произошедших с моряками в период их работы на борту судна, изложена в статьях 227, 231 Трудового кодекса РФ и подпунктах 3 (ж), 9, 15 (б) Приложения № 2 Постановления Минтруда России № 73 от 24 октября 2002 года «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» соответственно, – сказал Е. Хижняк.

Он отметил, что их неточные формулировки и необоснованная краткость дают возможность некорректно толковать процедуры расследования производственных травм с членами экипажей судов. 

– По предложению нашего профсоюза теперь учтена ситуация, когда несчастный случай с моряком происходит не только на борту судна в свободное от вахты и работ время, но и вне судна при выполнении заданий по поручению капитана или судовладельца, а также на берегу в период отдыха во время стоянки судна в порту, – объяснил он. 

К слову, такие инциденты долгое время не подлежали расследованиям, но РПСМ через Федерацию профсоюзов работников морского транспорта добился включения процедуры в документ. 

– Таким образом восстанавливаются права моряков, которые находятся в том числе за пределами судна, – добавил он. – По сути, это аналог существовавшей в советское время «Инструкции о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», действовавшей на судах Минморфлота СССР до 90-х годов.

Вины пострадавшего нет

Другое немаловажное изменение – по настоянию РПСМ в приказе появился пункт о включении представителя общероссийского профессионального объединения в комиссию по расследованию тяжелого или смертельного несчастного случая. 

В действующей процедуре в комиссию по расследованию тяжелого, группового, смертельного несчастного случая, которую создает работодатель и возглавляет госинспектор, должны входить представитель Фонда социального страхования, специалист по охране труда и представитель территориального объединения профсоюзов. 

– Мы настояли на включении представителя общероссийского профсоюза, чтобы получить право защищать интересы травмированного моряка или членов его семьи в комиссии по расследованию несчастного случая. Наша цель – вывести моряка и его родственников из-под удара, – добавил Евгений Хижняк. – Чтобы исключить в качестве причины инцидента использование формулировки – «вина пострадавшего».

Исчезновение не оставят без внимания

Кроме того, со вступлением приказа Минтруда России № 223н в силу будут расследоваться факты исчезновения моряков – тема довольно щекотливая, ведь разобраться в причинах произошедшего не всегда представляется возможным. По-хорошему, как только человек пропадает с судна, должно начаться расследование обстоятельств. Однако ни судовладелец, ни государство флага, если моряк работал на судне так называемого удобного регистра, как правило, не заинтересованы в компетентном расследовании – первым не нужен простой, а вторым часто все равно. К тому же судовладельцу выгодней списать исчезновение на самоубийство – так компания вправе оспорить выплату компенсации семье.

– От профсоюза многое зависит, – пояснил Евгений Хижняк. – Поскольку профсоюзные специалисты входят в комиссию по расследованию несчастных случаев, то наша компетентность напрямую влияет на заключение по несчастному случаю, на основании которого госинспектор труда решает – связан инцидент с производством или нет, а если речь конкретно об исчезновении работника – получат ли его родственники достойную компенсацию по потере кормильца.

Так, в приказе N 223н есть специальное приложение по поводу исчезновения работника плавсостава. 

По следам семинара 

– Лично для меня мероприятие стало полезным и информативным, – прокомментировал председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока РПСМ Петр Осичанский. – По долгу службы мне в том числе приходится заниматься экспертизами, связанными с гибелью людей на морском транспорте. Бывает очень сложно, особенно, когда нормативная база меняется. Прошедший семинар указал на все изменения и нововведения в законодательстве и четко обозначил роль профсоюза в процедуре расследования несчастных случаев. 

Как добавил технический инспектор труда Южной территориальной организации РПСМ Игорь Холявка, информации было очень много, проблемы рассматривались с разных сторон. 

– Мы обстоятельно изучили практические примеры разбора несчастных случаев на производстве и поделились опытом, – сказал он.  

Важно добавить, что несмотря на ряд принципиальных изменений в особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, для моряков на борту судна процедура не изменилась. РПСМ напоминает: если член экипажа в период работы по контракту получил производственную травму, то он обязан сообщить о ней капитану. В сроки, оговоренные в коллективном договоре, законе страны флага судна, но не более трех суток, травма подлежит расследованию судовой комиссией под руководством капитана. По результатам расследования моряку на руки выдается один экземпляр акта (форма Н-1). Он является основанием для требования оплатить лечение на берегу или компенсировать расходы, затраченные на реабилитацию. Расследование же несчастного случая, когда один или несколько пострадавших получили тяжелые увечья или погибли, может длиться до 15 дней.

Образовательная часть завершилась проверкой знаний по охране труда, которую провел руководитель Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте ЦНИИМФ Михаил Соколов. Он подчеркнул: после семинара он получил множество положительных откликов от специалистов РПСМ, которые в свою очередь успешно подтвердили знания по охране труда, получив документы о прохождении курса по управлению охраной труда на морском транспорте. Такой сертификат означает возможность участия представителя профсоюза в любых комиссиях судовладельцев по расследованию несчастных случаев на производстве, проверке знаний по охране труда лиц комсостава судов, проведении специальной оценки условий труда членов экипажей морских судов, несущих государственный флаг России.


↑ 

Наверх