17.05.2022

Поправки в КТМС: интернет на борту – обязанность судовладельцев

В Конвенции о труде в морском судоходстве появится поправка об обязательном обеспечении членов экипажей судна доступом в интернет. Это важное решение было достигнуто на Специальном трехстороннем комитете (СТК) в Женеве на прошлой неделе. Таким образом, морские профсоюзы добились реализации права членов экипажей на обеспечение связью для личного пользования. 

– Мы извлекли немало уроков за время пандемии Covid-19, на основании которых теперь стремимся улучшить КТМС, – сказал вице-председатель секции моряков МФТ, вице-президент СТК и официальный представитель моряков (Seafarers Group) в Международной организации труда (МОТ) Марк Дикинсон. – Работа в море может привести к длительной изоляции, а отсутствие контакта с внешним миром иметь серьезные последствия для благополучия тружеников флота, худшие из которых мы наблюдали во время пандемии коронавируса. Возможность поддерживать связь с семьей и друзьями – это не просто приятный бонус, это основное право человека. Вот почему мы так упорно боролись за то, чтобы работодатели обеспечили моряков доступом в интернет, и чтобы это было закреплено в КТМС.

Несмотря на то, что на борту судов уже имеются технологии для выхода в мировую сеть, судовладельцы всеми силами упирались против этой поправки. Они настаивали на том, чтобы им оставили возможность ограничивать доступ и брать плату с моряков за подключение к сети.  Профсоюзы же добивались, чтобы любая плата за связь, взимаемая с моряков, оставалась исключением, и чтобы она, если все-таки будет браться, устанавливалась в разумных пределах. Правительствам также было предложено расширить доступ к интернету в портах и на якорных стоянках без каких-либо затрат для моряков.

Условия репатриации оставили без изменений

На встрече не удалось прийти к соглашению об изменениях прописанных в КТМС  условий репатриации, на которых настаивали представители моряков. Профсоюзы требовали, чтобы ответственность судовладельцев за репатриацию по окончании контрактов была расширена до возвращения моряка к месту жительства. Ведь для большинства из них путь домой значительно длиннее, чем тот, который согласно действующим положениями КТМС, оплачивают морские работодатели. Например, филиппинца, живущего в Давао, могут репатриировать до Манилы, что в 1600 милях (2575 км) от его дома. Чтобы добраться из столицы домой, моряку еще предстоит 2,5-часовой перелет, который обойдется ему в 2500–3000 песо. На этом последнем этапе пути возвращения домой работодатель уже не покрывает страховые, медицинские или другие расходы моряка.

Во время пандемии все видели, какими пагубными последствиями обернулись для моряков карантинные ограничения, введенные во многих странах. Они повысили риск дополнительных проблем и расходов, возникающих в дороге к фактическому месту проживания.

– Судовладельцы категорически отвергли это предложение, несмотря на все попытки найти компромиссное решение, – отметил Марк Дикинсон. – Нас это очень огорчило. Но ободряет то, что ряд правительств поддержали наше требование. Это первый случай в истории заседаний СТК, когда одна из групп категорически отвергла поправку, предложенную другой группой.

Генеральный секретарь МФТ Стив Коттон заявил, что отказ судовладельцев вести переговоры по этому вопросу стал серьезным разочарованием, учитывая, что пришлось пережить морякам, оказавшимся в условиях пандемийных ограничений.

– Жаль, что после такого плодотворного сотрудничества в период Covid-19, когда мы вместе приложили столько усилий для защиты прав моряков, сегодня судовладельцы вообще отказались вести диалог, тем более в отношении такого важного для работников вопроса. Уверен, что командировочные расходы руководителей судоходных компаний покрываются от двери до двери, так почему моряки не заслуживают такого же отношения, особенно в условиях роста стоимости жизни, с которым сегодня многие сталкиваются. 

Группа правительств стран ЕС добивалась внесения поправки, которая более четко  обозначает фактический максимальный период работы моряков на борту, по истечении которого судовладельцы обязаны их репатриировать, – 11 месяцев. Судовладельцы и некоторые правительства настаивали на более гибком подходе и хотели, чтобы этот срок составлял 12 месяцев, особенно для практикантов. Профсоюзы отказалась уступить в этом вопросе, аргументируя свою позицию опасениями в плане усталости и безопасности.

– Трудно поверить, что в 2022 году нам приходится доказывать, что 12 месяцев работы на борту – слишком долго, – объяснил Стив Коттон. – И это даже не учитывая тот факт, что минимальный уровень комплектования экипажей сократился вдвое, а возможности для схода на берег в портах сегодня ограничены как никогда. Судовладельцы говорят, что у моряков есть свобода выбора, однако вся власть в их руках, поэтому на самом деле это равносильно принудительному труду.

Другие поправки

Тем временем СТК согласовал ряд существенных изменений в КТМС, в том числе:

– имеющиеся на борту средства индивидуальной защиты должны подходить по размеру находящимся на судне морякам – мужчинам и женщинам;

– в части правил, касающихся питания и столового обслуживания, стороны договорились об улучшении обеспечения экипажей бесплатной питьевой водой, качественными продуктами и сбалансированным  питанием; 

– были уточнены обязанности правительств по предоставлению морякам информации об обязательных системах защиты, которые должны реализовывать агентства по подбору и найму экипажей.

Кроме того, на заседании СТК были приняты несколько резолюций, касающихся направлений деятельности Специального трехстороннего комитета. К ним относятся дальнейшая работа по искоренению сексуальных домогательств на море, над повышением надежности финансовых гарантий, предоставляемых P&I Clubs и страховщиками, и расширением возможностей моряков по обеспечению соблюдения условий трудовых договоров со стороны судовладельцев.

В своем заключительном слове Марк Дикинсон отметил, что разочарован тем, что с тех пор, как КТМС вступила в силу, судовладельцы сосредоточились на согласовании технических поправок, а не на резолюциях, направленных на постоянное улучшение условий труда и быта моряков:

– Они забыли о первоначальных целях СТК в отношении КТМС, которые заключались в повышении минимальных стандартов для моряков. Если это не изменится, то судоходную отрасль ожидают серьезные последствия.

Генеральный секретарь МФТ Стив Коттон призвал судоходный сектор продолжать коллективно решать проблемы и использовать все возможности, чтобы сделать отрасль достойным, безопасным и привлекательным с точки зрения карьерных перспектив местом работы, а также сконцентрироваться на привлечении на флот женщин:

– В период пандемии МФТ и СТК очень плодотворно работали вместе, а также в связке с другими партнерами, включая Международный совет морских работодателей – IMEC, поэтому будет невероятно жаль, если мы не сможем продолжить сотрудничать в том же духе. Главным во всей нашей деятельности должны оставаться достойные условия труда моряков.

Специальный трехсторонний комитет был создан в соответствии со статьей XIII Конвенции о труде в морском судоходстве для того, чтобы работа КТМС находилась под постоянным контролем. Помимо этого СТК рассматривает предложения по внесению поправок к КТМС, если в них есть реальная необходимость, а также проводит консультации по случаям изъятий или гибкого применения требований КТМС правительствами тех стран, где отсутствуют организации судовладельцев и профсоюзы моряков. Представители Российского профсоюза моряков (РПСМ) являются постоянными и полноправными участниками заседаний СТК, тем самым продолжают активную работу по улучшению документа и защите интересов российского плавсостава.

Источник МФТ; перевод ЦИА РПСМ; фото Albesa, Eleaquim Manicar



↑ 

Наверх