23.09.2021

1 222 825 рублей составила помощь, оказанная первичной профсоюзной организацией моряков Владивостока РПСМ

Столько организация выделила морякам и членам их семей за 5 лет работы, в период с 2016 по 2021 гг.  Помимо индивидуальных случаев оказания помощи и стипендий курсантам МГУ имени адм. Г. И. Невельского,  с 2019 года было оформлено межрейсовое страхование 436 моряков компаний MOL и PAVINO TANKERS на сумму 7 771 дол США ежегодно.

Как рассказал председатель ППО моряков г. Владивостока Петр Осичанский,  за эти годы к основной проблеме –  получение задолженности по заработной плате  – из-за начавшейся в 2020 году пандемии новой коронавирусной инфекции добавились вопросы репатриации и смены экипажей. При этом в дальневосточных портах трудностей с доступом на суда не было. Количество проведенных рутинных инспекций сильно не изменилось по сравнению с предыдущими годами.

В отношении судов под российским флагом определенную сложность по-прежнему представляют задолженности по зарплате рыбаков: в трудовых договорах указываются лишь небольшие суммы как оклады, а основной заработок в море исчисляется от размера выловленной и сданной продукции, т.е. зависит от пая или «от хвоста», который крайне сложно просчитать для подачи иска в суд. Данная система оформления трудовых отношений со ссылкой на Положение об оплате труда в договоре, который мало кто из рыбаков по факту видел, затрудняет эффективную помощь им.

Нередко трудовые отношения оформляются в белой рублевой части на российскую компанию, чтобы эксплуатировать российский флаг, а основная часть в долларах на иностранного фрахтователя как в случае с судном  «Дозорный», где у старшего помощника капитана было два договора: один с российской компанией «Владкристалл», другой –- с корейским фрахтователем SPK shipping.

– В апреле текущего года к нам обратился боцман рыбацкого судна «Флагман» с просьбой помочь ему получить его рыбацкий бонус в 500 000 рублей от рыболовной компании «Примкраб», что было основной частью зарплаты, – рассказал Петр Осичанский. – И по прежней схеме в его документах не было ничего в подтверждение этих денег для подачи иска в суд. Более того, в заключении Роструда отказ в выплате рыбацкого бонуса был признан законным. Дело в том, что парень по уважительной причине был вынужден списаться с судна несколько раньше указанного срока. А это уже основание для отказа в выплате бонусной части в соответствии с положением об оплате труда. Компании часто пользуются уловкой обвинить рыбака, чтобы лишить бонусной части.

Относительно эффективно удается помогать рыбакам отдельных компаний – например, сахалинскому «Парусу», чьи суда часто заходят в Корею. С помощью братского корейского профсоюза моряков и переговоров с компанией удается мирно решить возникшие вопросы.

Таким образом, как и прежде у рыбацких судовладельцев всегда есть юридический повод не платить основную часть заработка, причем на вполне законной основе, принимаемой даже Рострудом.  Получается замкнутый круг. И пока Россия не ратифицирует Конвенцию МОТ № 188 «О труде в рыболовном секторе»,  с мертвой точки будет сдвинуться крайне проблематично.

Помимо задержки заработной платы существует не менее важный аспект в рыболовной сфере – это безопасность мореплавания. И вот тут в части правового регулирования этого вопроса радует предстоящее вступление в силу в октябре 2022 года Кейптаунского соглашения 2012 года по безопасности рыбопромыслового флота. Ратификация соглашения в первую очередь благоприятно отразится на рыбаках и безопасности рыболовного флота, уменьшит число несчастных случаев и гибели работников отрасли, а также создаст более эффективную инфраструктуру для отслеживания и борьбы с незаконным и нерегулируемым рыбным промыслом (ННН).

«Введение в профессию»
Работа с курсантами остается приоритетным направлением работы ППО моряков  г. Владивостока РПСМ. Так, в 2021 году заработал  новый проект под названием «Введение в профессию». Опытные моряки, капитаны, старшие механики проводят встречи с курсантами младших курсов на еженедельной основе. Темы – разные.

В конце июля была создана цеховая организация на базе Морского Государственного Университета имени адмирала Г.И. Невельского.

– На сегодня 28 курсантов стали членами ППОМ и среди курсантов обозначился лидер для создания цеховой организации и ведения разъяснительной работы с курсантами, Никита Витвицкий, курсант 3 курса судоводительствого факультета, – говорит Петр Осичанский.

Ранее профком также  учредил три стипендии по 5 000 рублей ежемесячно курсантам всех трех морских специальностей, а с 2021 года их стало уже шесть стипендий. В 2021 году на стипендии были выделены 390 000 рублей.

Работа в период пандемии
В период пандемии 2020-2021 гг. особенно много обращений – порядка 40 – было связано с запросами по репатриации в связи с истечением контрактов, которые порой превышали 15 месяцев. Профсоюз помог 45 морякам сойти на берег, поскольку дальневосточные порты: Владивосток, Находка, Славянка, Зарубина оставались единственными портами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, открытыми для репатриации как российских, так и иностранных моряков. К началу 2021 года острота проблемы несколько спала, обращений стало чуть меньше.

Помимо этого в 2020 год ППО провела  4 акции солидарности с моряками как российских, так и иностранных судов.

– Как известно, МФТ реализует проект выделения грантов  для моряков, пострадавших в период пандемии 2020 года.  В феврале 2021 по нашей заявке от благотворительного Фонда МФТ было получено одобрение на грант российскому моряку, потерявшему глаз в результате травмы. И хотя максимальная сумма  составляет 5000 фунтов стерлингов, траст МФТ увеличил размер до 7000 фунтов стерлингов, что на сегодняшний день составляет 718 000 рублей. В марте моряк получид эту помощь, – рассказал председатель ППО.

            Следует заметить, что это не первый случай, когда Фонд Международной федерации транспортных рабочих выделяет грант российским морякам-дальневосточникам, членам Российского профсоюза моряков (РПСМ), оказавшимся в сложной ситуации в период пандемии. Не так давно – в октябре 2020 года – по заявке ППОМ г. Владивостока Фонд выделил моряку, работавшему на судне Владивостокской рыболовной компании и потерявшему трудоспособность, грант в размере 5138 фунтов стерлингов, что в национальной валюте составляет свыше 520 000 рублей.

Конвенция MLC-2006 – наиболее действенный документ
За последние годы КТМС 2006 набрала обороты и успешно применяется на практике. В Морском государственном университете имени адмирала Г. И. Невельского Петр Осичанский в течение 2017-2021 годов продолжил проведение семинаров. Круг специалистов, принимающих участие в этих семинарах расширился. Сейчас в них принимают участие не только судоводители, но и механики, не только морские специалисты, но и береговые.

 На сегодня КТМС 2006 является одной из наиболее действенных конвенций, позволяющих благодаря сотрудничеству ППОМ с морским администрациями портов эффективно решать проблемы моряков в досудебном формате. Благодаря семинарам, которые проводил Петр Осичанский в течение 2017-2021 годов  на курсах повышения квалификации по КТМС 2006 для капитанов портов, их заместителей, представителей государственного портового контроля и контроля государств флага, уполномоченных лица судоходных компаний (заместителей по безопасности мореплавания и назначенных лиц), капитанов и старших помощников, лоцманов ППО моряков г. Владивостока РПСМ  удается в рамках сотрудничества с морскими администрациями портов всего Дальнего Востока получать информацию об инспекциях PSC по проблемным судам и эффективно оказывать помощь обратившимся морякам.

Всего за период с 2017 по 2020 год в рамках соблюдения требований Конвенции КТМС-2006 произошло 23 задержания судов с помощью капитанов портов, (2017 – 7, 2018 – 8, 2019 – 3, 2020–5). За первые пять лет  действия Конвенции – 2013-2018 гг. – было задержано в портах за несоответствие КТМС свыше 50 судов. В настоящее время задержание стали гораздо реже в связи с повышением конвенционной грамотности среди судовладельцев и моряков.

Сотрудничество
ППО моряков г. Владивостока плодотворно сотрудничает с государственными правоохранительными органами. Так, в январе и августе 2020 года Петр Осичанский участвовал   во встречах, которые проводили  Дальневосточное следственное управление на транспорте и Транспортная прокуратура с участием капитанов портов, приставов по вопросу оказания помощи морякам и рыбакам в части получения задолженности по заработной плате, в том числе основываясь на Конвенции о труде в морском судоходстве.

– В рамках этих встреч была выработана совместная стратегия сотрудничества, в результате чего три  обращения за 2020 год были направлены в транспортную прокуратуру: по компенсации по смерти на т/х «Островной-11», задолженности по заработной плате по судам «Патриот» и «Порт Мэй», в следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю – обращение боцмана по судну «Платон» в связи с компенсацией по травме на производстве. По этому случаю транспортный прокурор инициировал иск в суд в интересах боцмана, – рассказал Петр Осичанский. –  Юрист нашей организации подготовил для суда и перевел на русский язык документы КТМС 2006 по судну «Платон», полученные по нашему запросу от государства флага. В конце июня 2021 апелляционная жалоба по делу боцмана судна «Платон» была удовлетворена, дело направлено на новое рассмотрение.

Всего за период с 2016 по 2021 годы порядка 10-15 раз ППО моряков г. Владивостока обращалась за содействием в следственный комитет на транспорте и порядка 20 раз в транспортную прокуратуру.

– В случаях, когда переговоры с компаниями и прочие меры не работали, приходилось обращаться в судебные органы за защитой интересов моряков и рыбаков, – поясняет Осичанский. –  За период с 2017 по 2020 годы в интересах моряков и рыбаков мы подали порядка 30 исков в суд. В результате по полученным в нашу пользу решениям морякам вернули порядка 3 миллионов рублей. Особенно хочется отметить три иска к круингу «Морская Волна» в соответствии с требованиями конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве. В 2019 году впервые по четырем выигранным в суде делам моряки по факту получили компенсацию денежного ущерба, которую они понесли в результате невыплаты судовладельцем заработной платы. Однако многие решения в пользу моряков остались, к сожалению, лишь на бумаге и были не исполнены в силу разных причин, в основном неплатежеспособности ответчика.

Профсоюз всякий раз, когда нужно было привлечь общественное внимание к проблеме российских моряков для эффективного решения, обращался в СМИ, где за эти годы появилось более 120 публикаций о проблемах моряков.

Также отметим, что в ряды ППОМ г. Владивостока вливаются новые члены. Так, в  2016-2021 году членами РПСМ стали 398 моряков и 28 курсантов, таким образом, на 1 июля 2021 года в Первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока  состояло 1348 человек, из которых 1 246 – моряки, работающие на судах под иностранным флагом, 68 – моряки, работающие под российским флагом, 28 курсантов и 6 работников бюджетной сферы.


↑ 

Наверх