30.08.2021

РПСМ наращивает международное сотрудничество

Отдел международных связей Российского профсоюза моряков (ОМС РПСМ) отчитался о работе за 2017-2021 гг. Как и прежде, основными направлениями деятельности отдела стала работа по обеспечению участия РПСМ в структурах Международной федерации транспортников (МФТ), Европейской федерации транспортников (ЕФТ), Международной организации труда (МОТ), развитию двусторонних отношений с братскими профсоюзами за рубежом, а также заключению и обеспечению соблюдения коллективных договоров с российскими и иностранными компаниями, нанимающими российских моряков на суда под иностранными флагами. Кроме того, на протяжении всего отчетного периода РПСМ оказывал содействие своим членам в обеспечении выполнения компаниями контрактных обязательств по выплате заработной платы, оплаты больничных листов, выплат компенсаций по потере трудоспособности, выплат компенсаций семьям по потере жизни.

МФТ

Без преувеличения важнейшим событием международной профсоюзной жизни можно назвать 44-й Конгресс МФТ, состоявшийся в октябре 2018 года в Сингапуре. На нем обсуждались актуальные вопросы, связанные с транспортной отраслью и деятельностью профсоюзов: сохранение рабочих мест, автоматизация и цифровизация, защита прав рабочих в связи с переходом на новые технологии, проблемы развития устойчивого транспорта и другие. Кроме того, впервые в истории мирового профсоюзного движения одну из транспортных секций МФТ возглавил представитель России:  председатель РПСМ Юрий Сухоруков был избран главой секции внутреннего водного транспорта. К слову, его кандидатура получила единогласную поддержку делегатов Конгресса.

Один из главных итогов Конгресса, затрагивающих интересы российских тружеников флота – принятие резолюции по содействию глобальной визовой политике для моряков. Этот вопрос на рассмотрение делегатов вынес РПСМ. Поводом послужила сложившаяся за последние годы ситуация с оформлением виз для въезда, повторного въезда или транзита в разные страны. Например, члены экипажей вынуждены получать визы практически на тех же основаниях, что и обыкновенные туристы. РПСМ выступил за то, чтобы морякам не приходилось делать визы. На сегодняшний день, по мнению профсоюза, идеальный вариант – отказаться от них и использовать исключительно удостоверения личности моряка (УЛМ) и судовую роль. Участники Конгресса МФТ признали положение дел несправедливым и решили приложить все усилия для облегчения визового режима для моряков, призвав плотнее работать с национальными администрациями и соответствующими международными организациями в целях претворения в жизнь Конвенции (пересмотренной) об удостоверениях личности моряков 2003 года (№ 185). В РПСМ убеждены: это создаст условия для безвизовых поездок моряков и внедрения признанного на международном уровне удостоверения личности моряка (SID). Указанное SID вместе с оформленной судовой ролью должны стать достаточным основанием для беспрепятственной репатриации моряков и их прибытия на суда по всему миру. 

Добавим, что председатель РПСМ Юрий Сухоруков входит в состав Исполнительного совета МФТ, комитета морской секции МФТ, целевой группы по круизным судам МФТ, целевой группы по каботажным перевозкам МФТ, целевой группы по оффшорным судам МФТ, рабочей группы МФТ по пересмотру политики Мехико, а также рабочей группы Комитета справедливой практики МФТ. В компетенцию последней входят ведение кампании против удобных флагов, выработка стандартных условий труда моряков на судах под удобными флагами, проверка коллективных договоров на предмет соответствия стандартам и контроль выполнения коллективных договоров. Кроме того, председатель РПСМ является членом комиссии МФТ по проверке коллективных договоров и членом группы МФТ по проведению переговоров в рамках Международного переговорного форума (IBF).

Другая значительная сфера деятельности МФТ – Международный переговорный форум (IBF). В IBF со стороны профсоюзов входят представители МФТ, работодателей – Объединенной переговорной группы (JNG). С компаниями, не входящими в JNG или Норвежский переговорный форум, РПСМ продолжал подписывать договоры общей стоимости экипажа, заработная плата в которых рассчитывается на основе минимального заработка матроса 1 класса – в соответствии с решением Комитета справедливой практики она составляет 1806 долларов США. Всего международные коллективные договоры РПСМ для российских моряков распространяются приблизительно на 15 000 рабочих мест.

ЕФТ

РПСМ на регулярной основе принимал участие в работе структур Европейской федерации транспортников. Председатель РПСМ Юрий Сухоруков является членом Исполкома ЕФТ, заместителем председателя морской секции ЕФТ и членом секции внутренних водных путей ЕФТ. Представители РПСМ регулярно участвуют в работе отраслевых комитетов по внутренним водным путям и морскому транспорту, делам молодежи, связям с ЕС секции морского транспорта, а также рабочей группы по защите, безопасности и благосостоянию экипажей морских судов.

Заметным событием в жизни ЕФТ стал прошедший в сентябре 2018 года в Санкт-Петербурге семинар «Развитие автоматизации и цифровых технологий на внутренних водных путях». В центре внимания были вопросы развития автоматизации и цифровых технологий на европейских внутренних водных путях, а также работа МФТ и ЕФТ в свете общемировой тенденцией перехода на новые технологии. Кроме того, были рассмотрены социальные аспекты внедрения автоматизированных процессов на внутренних водных путях: трудоустройство моряков, списанных на берег, правовые последствия происшествий, обеспечение безопасности, получение образования.

Важными направлениями работы РПСМ в рамках ЕФТ являются участие в совершенствовании условий труда моряков-иностранцев на европейских судах и разработке политики для европейских паромов. РПСМ регулярно участвует в работе Балтийского комитета, деятельность которого направлена на искоренение социального демпинга и усиление борьбы с субстандартным судоходством. 

Молодые члены РПСМ в марте 2019 года приняли участие в Неделе действий за достойные условия труда в транспортном секторе, организованной ЕФТ. В 18 странах континента транспортные рабочие провели 100 акций с призывом к властям Евросоюза и работодателям принять конкретные шаги, направленные на улучшение условий труда. Волна согласованных действий завершилась широкомасштабной демонстрацией в Брюсселе. В ней приняли участие около 6000 человек, среди них – представители РПСМ. 

МОТ

Важной частью работы отдела международных связей РПСМ является обеспечение соблюдения конвенции МОТ о труде в морском судоходстве (КТМС). В июне 2019 года в Москве прошла международная конференция «Требования Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве как важнейшая основа для защиты социально-трудовых прав моряков», организаторами которой выступили МОТ, МФТ и РПСМ. На встрече обсуждалось значение конвенции для морской отрасли, ее способность гарантировать морякам достойные условия труда и проблемы, связанные с реализацией требований документа. 

Главный итог конференции – принятие рекомендаций, содержащих призывы к правительству и работодателям о необходимости изменений, отвечающих на вызовы будущему сферы труда в морском судоходстве. Поднятые вопросы касаются обеспечения свободы объединений, развития законодательства и нормативного регулирования, укрепления системы обеспечения соблюдения требований в сфере труда в морском судоходстве. Кроме того, в рекомендациях отмечается необходимость приведения национального законодательства в соответствие с основополагающими международными нормами и необходимость прилагать дальнейшие усилия для реализации в нем поправок к КТМС. Участники форума выступили за принятие специальных мер по информированию моряков о КТМС, созданию общедоступных баз с информацией о свидетельствах судов, финансовых гарантиях репатриации и выплаты компенсаций в случае смерти или потери трудоспособности, искоренению насилия и домогательств и мер по достижению гендерного равенства. 

В отчетном периоде РПСМ принимал участие в работе Паритетной морской комиссии МОТ, в том числе Подкомитета по заработной плате моряков. В результате сложных переговоров, профсоюзы и судовладельцы договорились о поэтапном увеличении минимальной базовой ставки МОТ для матроса 1 класса (АВ): с 618 долларов США в 2019 году до 625 долларов США с 1 января 2020 года, а с 1 января 2021 года – 641 долларов США. 

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН)

РПСМ регулярно принимает участие в деятельности рабочих групп по внутреннему водному транспорту и унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях ЕЭК ООН – уникальной платформы и политической площадки для 56 стран-членов, которые решают технические и правовые вопросы в области внутреннего водного транспорта. Среди них – определение и дальнейшее развитие европейской сети внутренних водных путей; выработка общеевропейских правил плавания на внутренних водных путях; выработка технических предписаний для судов внутреннего плавания; совершенствование деятельности речных информационных служб; предотвращение загрязнения окружающей среды; определение общеевропейской политики в области внутреннего водного транспорта; развитие интермодальных связей. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией, речными комиссиями, другими компетентными международными органами. 

Рабочая группа по внутреннему водному транспорту ЕЭК ООН (SC.3) является межправительственным органом, который обеспечивает соблюдение соответствующих юридических соглашений, таких как Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (AGN). Она также утверждает резолюции ЕЭК ООН по вопросам внутреннего водного транспорта, перечисленным выше. Заседания рабочей группы SC.3 проходят один раз в год. Рабочая группа по унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях (SC.3/WP.3) оказывает содействие рабочей группе SC.3 в разработке поправок к Общеевропейским техническим предписаниям и правилам безопасности судоходства по внутренним водным путям, в том числе Европейского стандарта для внутренних водных путей (CEVNI), и рекомендаций, касающихся согласованных на европейском уровне технических предписаний для судов внутреннего плавания. Заседания рабочей группы SC.3/WP.3 обычно проходят два раза в год для подготовки к ежегодной сессии рабочей группы SC.3.

Азиатский саммит морских профсоюзов

РПСМ является членом Азиатского саммита морских профсоюзов, поэтому регулярно участвует в его заседаниях. Основные задачи в рамках саммита – регулирование условий труда российских моряков, занятых на судах японских владельцев, и развитие сотрудничества с азиатскими профсоюзами с целью оказания эффективной помощи членам РПСМ в азиатских портах – прежде всего, Японии и Южной Кореи. 

В солидарности – сила 

Наращиванию сотрудничества с братскими морскими профсоюзами РПСМ всегда уделял особое внимание, ведь в солидарности работников кроется большая сила. Так, создание достойных условий труда для россиян, занятых на судах Норвежского международного (второго) судовго регистра (NIS), – одна из приоритетных задач РПСМ. Она успешно решается благодаря прочным отношениям с Норвежским профсоюзом моряков (NSU). Кроме того, РПСМ ведет серьезную работу в рамках Комитета моряков Восточной, Центральной Европы и Норвегии (SCOCEEN) и Норвежско-азиатского комитета моряков (NASCO). Оба создавались по инициативе норвежских морских профсоюзов для ведения переговоров с норвежскими судовладельцами совместно с профсоюзами стран-поставщиков рабочей силы – России, Румынии, Хорватии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Норвегии и стран Азии. Цель этих переговоров – найти точки соприкосновения профсоюзов и работодателей в борьбе за трудовые права моряков, занятых на судах норвежских компаний.

В результате ряда переговоров со Всеяпонским профсоюзом моряков (JSU) было подписано соглашение о сотрудничестве между РПСМ и JSU. В настоящее время на условиях коллективного договора JSU работают около 600 членов профсоюза. РПСМ согласовал текст совместного коллективного договора JSU–РПСМ и продолжает работу, направленную на его соблюдение в полном объеме.

РПСМ активно сотрудничает с Профсоюзом работников общественных служб транспорта и связи Швеции (SEKO) как в рамках кампании МФТ против удобных флагов, так и в регулировании условий и оплаты труда российских моряков рядового состава на судах под шведским флагом. 

РПСМ также тесно взаимодействует со Всегреческой федерацией моряков (PNO) по подписанию коллективных договоров МФТ для моряков, работающих в греческих компаниях. В результате РПСМ получил право на подписание коллективных договоров (при условии консультаций с PNO по каждой компании). Один из важных договоров был подписан с компанией Tsakos Columbia Shipmanagement (TCM) S.A. На греческих судах с коллективным договором PNO–РПСМ работают около 600 членов профсоюза. Тем временем, переговоры с другими греческими компаниями продолжаются.

Кроме того, профсоюз сотрудничает с немецким Объединенным профсоюзом сферы услуг Ver.di. В рамках этой работы проводятся регулярные консультации по совместному профсоюзному обслуживанию российских моряков, работающих на судах немецких владельцев, на условиях коллективного договора Ver.di. По договору с Ver.di работают около 3000 членов РПСМ. 

РПСМ также имеет договоры о сотрудничестве (или совместные коллективные договоры) с морской секцией Итальянской федерацией работников транспорта, Федерацией работников сельского хозяйства, транспорта и топливной промышленности Кипра, Международным профсоюзом моряков Северной Америки, Морской секцией профсоюза «Солидарность» (Польша), сингапурскими профсоюзами командного и рядового состава. По приглашению РПСМ состоялись дружеские визиты в Россию делегаций Филиппинской ассоциации моряков (AMOSUP) и Независимого профсоюза моряков Эстонии (EMSA).

Остается добавить, что за отчетный период Российский профсоюз моряков заключил новые (крупные) коллективные договоры с CMA Ships Singapore Pte. Ltd. и OSM Maritime Ship Management Pte. Ltd. Важными партнерами РПСМ на протяжении многих лет остаются ПАО «Совкомфлот», Норвежская ассоциация судовладельцев (NSA), V.Ships, Columbia Shipmanagement, Tsakos Columbia Shipmanagement, Всеяпонский профсоюз моряков (JSU), Ver.di. 

Фото: делегация РПСМ на 44-ом Конгрессе МФТ


↑ 

Наверх