10.08.2021

Профсоюзы и  судовладельцы готовятся к  переговорам по  зарплате, которые намечены на  сентябрь

Тяжёлое положение моряков и миллиардные прибыли работодателей могут стать неплохими козырями в руках профсоюзов  на предстоящих непростых переговорах.

В первую неделю сентября в Лондоне соберутся представители ведущих работодателей морской отрасли и Международной федерации транспортников (МФТ) для обсуждения условий  крупнейшего отраслевого коллективного договора.

Встреча обещает быть весьма напряженной, поскольку профсоюзы готовятся занять жёсткую позицию, аргументировать которую они будут  многомиллиардными  прибылями (в долларах США) линейных компаний и тяжелым положением моряков из-за пандемии.

Коллективный трудовой договор Международного переговорного форума (IBF) играет важную роль в установлении стандартов найма  в отрасли. Это основной коллективный договор в судоходной отрасли, который устанавливает минимальные критерии для заработной платы и условий труда. Он является основой более чем для 70% соглашений МФТ о заработной плате и охватывает около 10 000 судов.

Текущее соглашение, заключенное на 4-летний период,  истекает в декабре 2022 года. В  марте 2020 года в Сингапуре должны были состояться плановые промежуточные переговоры с целью пересмотра  заработной платы, компенсаций в случае смерти и утраты трудоспособности и отчислений в фонд социального обеспечения. Однако из-за пандемии они постоянно откладывались. 

Делегации Международого совета морских работодателей (IMEC) и МФТ встретятся в штаб-квартире МФТ в Лондоне. Другие члены Объединенной переговорной группы (JNG), представляющей интересы  работодателей, включая  International Mariners Management Association of Japan, Korean Shipowners' Association и Evergreen Marine, скорее всего, присоединятся к переговорам с помощью  Zoom. 

Совсем не по-дружески
В апреле на переговорах в Международной организации труда (МОТ) профсоюзы и работодатели не смогли договориться о повышении минимальной заработной платы для моряков.

МФТ настаивала на увеличении минимальной заработной платы на 10% и отказалась от предложенного судовладельцами повышения на 3%. Представитель МФТ Марк Дикинсон тогда заявил, что судовладельцы показали свое «истинное лицо», предложив такое ничтожное повышение, хотя на протяжении вызванного пандемией кризиса смены экипажей во всеуслышание заявляли о своей поддержке моряков.

Судовладельцы, в свою очередь, обвинили  МФТ  в том, что она, фактически, оставила моряков без соглашения еще на два года лишь для того, чтобы привлечь общественное внимание с расчётом на  предстоящие переговоры IBF.

Далеки друг от друга 
«МФТ и IMEC тесно сотрудничали в вопросах, касающихся кризиса смена экипажа и вакцинации моряков, но на встрече в МОТ стало совершенно ясно, что их позиции в отношении условий труда разделяет пропасть», – прокомментировал ситуацию один судовой менеджер.

Профсоюз не раскрывает, какого повышения зарплаты он намерен добиваться на этот раз, однако, судя по предыдущим переговорам, эта цифра, скорее всего, будет двузначной. МФТ по-прежнему тяжело переживает тот факт, что на переговорах в 2018 году ей удалось добиться всего лишь 2,5% увеличения заработной платы моряков. Однако тогда МФТ всё-таки одержала победу,  закрепив в  договоре пункт о докерах, согласно которому запрещается привлекать моряков к погрузочно-разгрузочным работам.

Тяготы и лишения,  выпавшие на долю сотен тысяч моряков, которые вынуждены были провести в море, вдали от дома намного дольше положенного срока  (во многих случаях  больше года) станут весомым аргументом, который МФТ будет использовать на переговорах. Примерно такое же количество моряков – членов МФТ оказались в трудном  финансовом положении, так как не могли присоединиться к своим судам из-за ограничений на передвижение, введенных из-за пандемии по всему миру.

Ещё одним обстоятельством, которое сыграет на руку профсоюзу, являются невероятные  прибыли, о получении которых заявляют операторы линейных компаний, а в последнее время и операторы балкеров. Японский линейный оператор Ocean Network Express заявил, что их ожидаемая прибыль после уплаты налогов за первую половину финансового года составит 6 млрд долларов. Датский судоходный гигант  AP Moller-Maersk на этой неделе заявил, что ожидает Ebitda за полный год в пределах  от 18 до 19,5 млрд долларов, это выше того, что планировалось ранее – от 13 до 15 млрд долларов.

Судовладельцы, отстаивая свои позиции, будут утверждать, что общие прибыли отдельных крупных компаний – не показатель состояния дел в отрасли в целом, и во многих секторах судоходства во время пандемии прибыль, наоборот, сократилась, а эксплуатационные расходы возросли, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Однако отсрочка в решении вопроса об увеличении заработной платы более невозможна.

На фото: переговорный форум в Санкт-Петербурге, октябрь 2013 года

Источник: tradewindsnews.com
Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх