11.05.2021

Почему погибли моряки с  Bourbon Rhode?

Универсальный буксир Bourbon Rhode (IMO 9356359, флаг Люксембурга) 17 сентября 2019 года в 22:36 отправился через Атлантический океан от Канарских островов в порт Джорджтаун, Гайана. В ежедневном отчете того же дня 12:00 LT указано расчетное время прибытия (ETA) 4 октября 2019 года в 04:00. В экипаж входили десять украинских моряков и по одному гражданину Хорватии, России, ЮАР и Филиппин. Но, на пути судна встал сокрушительный ураган «Лоренцо» с ветрами до 110 узлов. Bourbon Rhode не изменил курса, который должен был пройти в пределах 35 морских миль от эпицентра. Маленький буксир и его экипаж оказались один на один со стихией. 26 сентября в 07:50 Bourbon Rhode отправил сигнал бедствия через GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System — международная система аварийной связи). Экипаж активировал свой EPIRB 15 минут спустя (Emergency Position Indicating Radio Beacon — Морской аварийный радиобуй). В 08:45 капитан судна сообщил в головной офис, что на судне произошло затопление машинного отделения. «У нас больше нет двигателя, они все выключены. Вся команда собрана, готова и в режиме ожидания … Спасательные плоты невозможно спустить на воду, очень бурное море, волнение [30 футов] или более», — написал капитан в 09:45.  Bourbon Rhode затонул в центральной части Атлантики. Последний отчет AIS о местоположении судна был получен в 12:43. Как выяснилось позднее, судно затонуло за 13 минут. Bourbon Rhode находился почти в 1000 морских миль от ближайшего берега. Весь мир с замиранием сердца наблюдал за поисково-спасательной операцией, сопереживая родным и близким моряков. Ежедневные полеты над вероятным местом крушения судна выполняли самолеты Falcon 50, принадлежащие военно-морским силам Франции, и самолет береговой охраны США C130 Hercules. В поисках задействованы были военные корабли, а также коммерческие суда, которые находились в ближайших к месту чрезвычайного происшествия районах. Из 14 членов команды Bourbon Rhode лишь троим морякам удалось спастись. Два украинца и россиянин провели трое суток без пищи, воды и сна. 28 сентября, через два дня после катастрофы, команда судна «Piet», участвовавшего в спасательной операции, подняла трех выживших со спасательного плота. Тела еще четверых членов экипажа были обнаружены спустя несколько дней. Семеро моряков так и не были найдены.

В отчете говорится, что окончательные выводы о том, почему судно затонуло на пути между африканским и южноамериканским побережьями 26 сентября 2019 года, будут сделаны только на более  позднем этапе расследования.  Сегодня выжившие свидетельствуют: плавсредство не было готово для океанского перехода. Недостатки были настолько серьезными, что старпом скорее ушел бы в отставку, чем рискнул бы начать рейс. Об этом говорится в промежуточном отчете Министерства транспорта Люксембурга о причинах аварии. В отчете о затоплении все трое cпасённых свидетельствовали, что были удивлены плохим состоянием судна. Один из выживших заявил, что старпом был обеспокоен тем, что техническое состояние Bourbon Rhode не позволит ему пересечь Атлантику. «Первоначально нанятый старпом покинул верфь из-за плохого состояния судна. Его сменщик также жаловался на общее состояние Bourbon Rhode», — говорится в документе. Согласно отчету государства флага, некоторые из «работ, которые планировалось провести на верфи, не были выполнены из-за недостающих материалов или инструментов», а выживший сообщил при расследовании государства флага, что «старший механик доложил капитану перед отбытием о том, что судно не было полностью готово к запланированному рейсу из-за предстоящего ремонта и технического обслуживания». Люк в крыше машинного отделения не ремонтировался во время постановки в сухой док, и, как сообщается, вода просачивалась через люк в машинное отделение. Проблему пытались усnранить «на ходу». Буксир для обработки якорей был оборудован системой, называемой «челюсти акулы» (shark jaws), установленной в кормовом отсеке Z-Drive для закрепления цепей или тросов во время операций по установке якорей. Во время работы вода с палубы может попадать в водонепроницаемую раму, которая имеет три сливных патрубка на нижней пластине. Когда они не используются, «челюсти акулы» опускаются в раму корпуса и находятся на одном уровне с палубой. Расследование показало, что при неблагоприятных обстоятельствах количество воды, проникающей в отсек, вероятно, увеличится до точки, когда при отсутствии внимания или без присмотра в течение определенного периода времени может развиться небезопасное состояние и привести к затоплению. По словам выживших, неисправности системы трюмной сигнализации были обычным явлением, и бывшие члены экипажа заявили, что это имело место во время предыдущих рейсов судна.  Тем не менее, даже после продолжительного ремонта техническое состояние судна по-прежнему оставалось неудовлетворительным: переход через Атлантику был исключительно рискованным мероприятием. В экипаж входили десять украинцев и по одному гражданину Хорватии, России, ЮАР и Филиппин.

– Безопасность мореплавания должна быть превыше всего, и когда судно находится в неисправном состоянии, конечно, нужно проявить твердую волю и не допустить ни в коем случае его выхода в море. Для этого нужно привлечь внимание всех уполномоченных организаций и принять меры вплоть до запрета покидать порт, пока пароход не будет приведен в абсолютно безопасное мореходное состояние, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Нельзя бояться, что попадешь в якобы «черные списки» и в будущем не сможешь найти работу. Как показывает случай с Bourbon Rhode, такая позиция может оказаться фатальной.

По материалам assol.org.ua



↑ 

Наверх