19.04.2021

Подписано отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2021-2024 гг.

Профсоюзы и работодатели подписали Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2021-2024 гг., устанавливающее минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на судах под российским флагом. Подпись под документом от имени работников поставили председатели Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, Профсоюза работников водного транспорта РФ (ПРВТ) Олег Яковенко, Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (НГСП) Александр Корчагин и Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Игорь Фомичев, от Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» – президент Алексей Клявин. 

Как рассказал первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук, принятый документ дополнен, по сравнению с редакцией, действовавшей в течение последних трех лет. В частности, в отраслевом соглашении полностью отражены новые требования Конвенции о труде в морском судоходстве, вступившие в силу 26 декабря 2020 года. Поправки гарантируют сохранение действия трудовых договоров попавших в плен моряков, даже если в этот период истек срок их действия. Это означает, что заработная плата и другие выплаты, причитающиеся по контракту, будут осуществляться в течение всего периода нахождения в пиратском плену – вплоть до освобождения и репатриации. Важно, что моряки должны быть репатриированы после освобождения за счет работодателя, независимо от того, сколько времени прошло с момента захвата. 

– Отраслевое соглашение устанавливает лишь минимальные стандарты условий труда для членов экипажей, работающих на судах под российским флагом, – отмечает И. Ковальчук. – Судовладельцы могут опираться на них при отсутствии коллективного договора, однако в то же время предложить своим работникам гораздо более привлекательные условия занятости. 

Важно отметить, что в ходе коллективных переговоров по подготовке проекта документа социальные партнеры не смогли прийти к согласию по некоторым вопросам – их свели в Протокол разногласий. Среди прочего судовладельцы отказались от предложения профсоюзов о выплате компенсации членам экипажей в случае вынужденного увеличения продолжительности работы на судне, то есть более 180 дней. Такая ситуация, например, может возникнуть из-за введенных ограничений в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Также работодатели отказались внести в отраслевое соглашение пункт, чтобы моряки по возможности избегали выполнения  работы по погрузке и разгрузке судна, оставив ее профессионалам – докерам. 

Другое разногласие, по которому, к слову, стороны не могли договориться и в 2017 году, –  предложение профсоюзной стороны дополнить соглашение разделом об условиях работы экипажей судов в районах военных и пиратских действий или эпидемиологических опасностей. Так, среди нескольких инициатив, в нем говорится о выплате двойного должностного оклада всем членам экипажа во время нахождения судна в указанных зонах.

– Несмотря на то, что не все наши предложения были приняты, одновременно с подписанием соглашения социальные партнеры создали постоянно действующую отраслевую комиссию, состоящую из равного представительства профсоюзов и судовладельцев, – отметил И. Ковальчук. – Надеемся, что в рамках этой работы удастся разрешить вопросы из Протокола разногласий, а также другие возникающие проблемы, касающиеся условий труда моряков. 

Добавим, что в настоящее время Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2021-2024 гг. проходит процедуру регистрации в Федеральной службе по труду и занятости РФ, затем оно будет опубликовано на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Однако весь этот процесс носит уведомительный характер: документ вступил в силу 7 апреля 2021 года.


↑ 

Наверх