04.12.2020

Первый шаг – связаться с МФТ

С июня 2020 года Международная федерация транспортных рабочих (МФТ) и ее национальные профсоюзы помогли более чем 135 морякам с судов, брошенных в портах арабского мира и Ирана, вернуться к своим семьям с зарплатой. Выплаты составили $1,7 млн. Как отметил координатор сети МФТ по арабскому миру и Ирану Мохамед Аррачеди, с одной стороны эти цифры говорят об эффективности работы МФТ и национальных профсоюзов, с другой – свидетельствуют о продолжающейся тенденции, когда судовладельцы исчезают, оставляя моряков без причитающихся денег.

– Случаи отказа от работы и невыплаты заработной платы растут во всем мире, и в этом конкретном регионе в частности. Мы также наблюдаем, как все больше работодателей удерживают зарплату, которую они должны членам экипажей, и лишь моряки расплачиваются за это, – сказал Аррачеди. 

По его мнению, у этой проблемы есть несколько причин, но сегодня основная из них – в организации смены экипажей. Так, стоимость международных рейсов значительно выросла, поэтому все больше работодателей сокращают расходы, отказываясь от своих обязательств перед моряками. «Часто судовладельцы закрывают бизнес в тот момент, когда судно компании стоит в иностранном порту, – отметил он. – Они обещают выплатить задолженность по зарплате и организовать репатриацию, но наступает день, когда ни работодатели, ни агенты больше не отвечают на сообщения моряков». 

Другой момент – члены экипажей очень терпеливы и боятся «раскачивать лодку». Известно, что многие моряки часто обеспокоены последствиями споров со своими работодателями по таким вопросам, как оплата труда, даже если они подозревают или знают, что их обманывают.

– Есть две причины, по которым они боятся, – объясняет Мохамед Аррачеди. – Во-первых, многие из них уверены, что существует черный список, который подразумевает запрет на найм определенных людей. Этот миф довольно распространен в отрасли. Вторая причина нерешительности заключается в том, что судовладелец может отказать в репатриации из-за недовольства по поводу долга. Однако это невозможно: согласно Конвенции о труде в морском судоходстве, работодатель обязан оплатить расходы по прибытию моряка на борт и обратно домой. 

Что еще хуже – в настоящее время около 400 тысяч моряков остаются на судах после завершения срока контрактов и не могут вернуться на родину. Часто их незначительные шансы на преодоление национальных ограничений из-за коронавируса зависят от решимости работодателей справиться с бюрократическими преградами и посадить моряков на рейсы по рекордно высокой цене. Для многих членов экипажей, отработавших по 12, 14 или 18 месяцев в море и отчаявшихся вернуться домой, сделать своего работодателя врагом – риск, на который они не хотят идти.

– В большинстве из таких случаев нам приходилось изо всех сил бороться, чтобы обеспечить соблюдение прав моряков, и это всегда требовало первого шага от них самих, то есть чтобы МФТ или национальный профсоюз смогли помочь, нужно заявить о проблеме. На практике я вижу, что многие члены экипажей сталкиваются с угрозами со стороны работодателей за то, что связались с МФТ, – отметил Мохамед Аррачеди.

Так, экипаж судна Mako под флагом Молдавии, состоящий из 17 человек, осмелился заговорить о трудовом конфликте на борту лишь после девяти месяцев без оплаты. К тому времени, когда Mako пришвартовался в порту Адена, Йемен, в августе 2020 года, один из членов экипажа  находился на борту в течение двенадцати месяцев, девять из которых – без денег. Лишь после обращения в МФТ и под давлением федерации компания оплатила перелет моряка домой. МФТ позаботилась о том, чтобы ему выплатили $5292 удержанной заработной платы, а также возместили дорожные расходы, которые он понес во время прибытия на судно. После этого остальные моряки с судна также заявили о проблемах. Это произошло, когда Mako зашел в порт Адабийя, Египет. С помощью МФТ они тоже смогли вернуться к семьям и получить заработную плату в размере $38 792.

– Вот почему так важно, чтобы команда высказалась. Нельзя молчать, ведь во многих случаях мы можем помочь, только когда есть сообщение о невыплате заработной платы и нарушении контрактов, – пояснил Мохамед Аррачеди. 

Он также добавил, что эффективность работы МФТ в арабском мире – практически всегда результат совместных усилий. 

В Российском профсоюзе моряков считают, что с ростом осведомленности членов экипажей о признаках того, что судно брошено, больше человек начнут выступать против несправедливости. Первый шаг для этого – связаться с МФТ или национальным профсоюзом при нарушении контракта со стороны судовладельца. 

По материалам itfseafarers.org


↑ 

Наверх