07.10.2020

США выпустили новое предупреждение о помехах GPS

В документе сообщается о целом ряде новых случаев серьезных сбоев в работе системы глобального позиционирования. Согласно данным Морской администрации США (MARAD), зафиксированные помехи приводили к потере или неточности сигналов GPS, влияющих на работу навигационных систем на мостике и на синхронизацию на основе GPS. Сообщается, что оборудование связи, в том числе спутниковой, также может работать некорректно.

Новое предупреждение не относится к какому-либо конкретному региону, однако отмечается, что за последний год подобные случаи часто регистрировались в восточной и центральной частях Средиземного моря, Персидском заливе и нескольких китайских портах.

В связи с этим моряков призывают проявлять бдительность как в море, так и перед отходом из порта, а также напоминают им о методах безопасной навигации в случае сбоев в работе GPS. Также экипажам рекомендуется незамедлительно сообщать обо всех подобных инцидентах.

Центр навигации береговой охраны США (NAVCEN) приводит примеры методов, которые моряки могут использовать, если столкнутся с помехами в работе GPS. Среди них, в частности, использование радаров для нанесения пеленгов и расстояний на бумажную карту. Кроме того, важное значение в безопасной эксплуатации судна играет ситуационная осведомленность, в том числе проверка местоположения и скорости. В случае необходимости рекомендуется переходить на сайты NAVCEN и NATO Shipping Center: на них содержится информация об эффективных методах навигации для теплоходов, столкнувшихся со сбоем в работе GPS.

Создание помех и спуфинг (тип атаки, основанный на фальсификации передаваемых данных), посредством которых злоумышленники вводят моряков в заблуждение относительно, например, местоположения судна – не новость для судоходной отрасли. Ранее морские службы неоднократно предупреждали членов экипажей о подобных инцидентах. В частности, в июне 2019 года четырнадцать морских организаций направили в Береговую охрану США письмо, в котором требовали в рамках Международной морской организации инициировать обсуждение проблемы глушения и спуфинга сигналов GPS и других систем.  

В начале 2020 года администрация президента США дала указание Министерству внутренней безопасности, Пентагону и Министерству торговли свести к минимуму использование систем GPS для определения местоположения и навигации из-за опасности хакерских атак на них.

Эксперты отмечают, что источник таких помех и сбоев в работе оборудования связи часто остается неустановленным. Тем не менее они могут создать серьезную путаницу и замедлить движение судов, а в акваториях портов и на загруженных судоходных маршрутах – привести к заторам, скоплению теплоходов и серьезным авариям. Большинство современных крупных торговых судов оборудовано несколькими системами связи, в то время как старые небольшие теплоходы более уязвимы для хакерских атак, которые представляют значительную угрозу их безопасности.

Российский профсоюз моряков призывает членов экипажей не доверять технике слепо, но всегда полагаться на несколько источников информации, в том числе – на собственные глаза. К сожалению, как бы ни было оборудовано судно, любое даже самое современное оснащение может подвести в самый неподходящий момент, и к этому нужно быть готовым.

По материалам The Maritime Executive

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх