02.10.2020

ЕФТ: проблемы незаконной миграции по морю должны решаться при участии всех социальных партнеров по морскому транспорту

На прошлой неделе Европейская комиссия опубликовала Новый пакт о миграции и убежище (New Pact on Migration and Asylum), задача которого – использовать более эффективные процедуры урегулирования кризиса в Средиземном море и найти баланс между ответственностью и солидарностью. Европейская федерация транспортников после первоначального анализа текста, проведенного Европейской конфедерацией профсоюзов (ETUC), отмечает, что в документе до сих пор отсутствует солидарность, а также правовая ясность и согласованные правила для случаев, когда коммерческие суда и их экипаж участвуют в спасении мигрантов и беженцев. В связи с этим ЕФТ призывает Европейскую комиссию расширить сферу действия Пакта таким образом, чтобы он охватил торговый флот и моряков.

В заявлении ЕФТ говорится, что в целом федерация разделяет идею Нового пакта и признает важность определения и предотвращения несанкционированного въезда, транзита и проживания в ЕС. Но также ЕФТ видит необходимым избегать криминализации тех, кто оказывает помощь мигрантам, оказавшимся в бедственном положении при попытке пересечь морские границы.

Так, помимо гуманитарных организаций и национальных служб поиска и спасания (SAR), в спасении людей на море также участвуют экипажи коммерческих судов. Согласно международному праву и давней морской традиции, любой капитан обязан прийти на помощь человеку, терпящему бедствие. Экипажи часто оказываются в трудных условиях, когда ни государство флага их судна, ни прибрежное государство не стремятся взять на себя ответственность и не дают высадить мигрантов и беженцев в безопасном месте. Многие моряки привлекаются к уголовной ответственности за участие в таких операциях. Кроме того, у экипажей нет достаточных ресурсов и навыков для предоставления необходимой медицинской помощи лицам, только что пережившим сильный стресс.  

Здесь достаточно вспомнить, что на прошлой неделе двоих россиян, 24-летнего Алексея Игумнова и 25-летнего Никиту Шаталова, приговорили в Греции к 300 годам заключения каждого за перевозку нелегальных мигрантов. А месяцем ранее в греческой Агрении прошел суд над Иваном Возниковцевым и Константином Семеновым по схожему обвинению. Каждый из них был приговорен к 253 годам тюрьмы.

Возвращаясь к Пакту, ЕФТ отмечает, что в нем делается попытка изложить более скоординированный подход ЕС к операциям SAR, включая усиление оперативной поддержки со стороны Frontex для улучшения возможностей государств-членов и содействия спасению жизней на море. 

– Однако, – отмечают в ЕФТ, – еще предстоит увидеть, будет ли этот подход эффективным, поскольку он не дает ясности в отношении того, охватывает ли он суда, которые не эксплуатируются гуманитарными организациями и национальными службами SAR. 

Так, рекомендация Пакта об операциях, выполняемых судами, которые принадлежат или управляются частными организациями для целей SAR, определяет потребность в более структурном методе, который установил бы «особые правила солидарности между государствами-членами и учитывал потребность в усилении сотрудничества между государством флага судна и прибрежным государством-членом ЕС».

По мнению ЕФТ, этот план также должен включать сотрудничество с профсоюзами моряков и судоходными компаниями. С этой целью Европейская федерация транспортников призывает Европейскую комиссию включить социальных партнеров по морскому транспорту в междисциплинарную контактную группу, которую Комиссия намеревается создать для надзора за этой деятельностью.

Кроме того, в ЕФТ уверены, что государства-члены ЕС должны следовать указаниям и рекомендациям Комиссии по толкованию статьи 1 Директивы по упрощению формальностей и использовать возможность, предусмотренную в статье 1 (2) Директивы по упрощению формальностей. В ней идет речь о том, что необходимо различать виды деятельности, осуществляемые с целью оказания гуманитарной помощи, и деятельности, направленной на содействие незаконному въезду или транзиту мигрантов, что позволяет не криминализировать первых. 

Российский профсоюз моряков отмечает, что защита прав работников флота – актуальная тема повестки дня. Являясь членской организацией ЕФТ, РПСМ  разделяет позицию, что отраслевые проблемы необходимо решать сообща, соблюдая интересы всех заинтересованных сторон.  


↑ 

Наверх