22.09.2020

SRI: наступило время, когда особенно важно справедливое обращение с моряками

Недавний всплеск мрачных морских происшествий нельзя просто списать на невезение. Такого мнения придерживается Seafarers’ Rights International (SRI), международная независимая организация, занимающаяся исследованием морского законодательства и норм, касающихся непосредственно моряков. В SRI считают, что неудачи в обращении с членами экипажей как с ключевыми работниками на протяжении пандемии несут катастрофические последствия для моряков: сейчас они рискуют попасть в серьезные неприятности, вызванные продленными трудовыми договорами, увеличением числа инцидентов, морских аварий и несправедливых уголовных расследований.

Среди последних громких происшествий, в частности, случай с балкером «Wakashio» под панамским флагом, который сел на мель на коралловом рифе к югу от Маврикия, что привело к разливу около 1000 тонн топлива и опосредованно – к смерти двоих членов экипажа буксира, задействованного в очистке разлива. Практически сразу правительство Маврикия арестовало капитана и старшего помощника.

В начале сентября другое судно под флагом Панамы, «Gulf Livestock 1», попало в тайфун Майсак. На борту находились 43 моряка и почти 6000 коров. Новость об этом пришла в то время, когда пожарные бригады из Шри-Ланки и Индии пытались потушить огромный пожар на борту нефтеналивного танкера «New Diamond». Один из членов экипажа, филиппинец, умер, другой получил травмы во время взрыва в машинном отделении, с которого начался пожар.

– Ответом на инциденты, кажется, всегда является возложение вины на самих моряков, – отмечает Дейрдре Фитцпатрик, исполнительный директор SRI. – В центре внимания должен быть ответ индустрии на несчастные случаи последнего времени. Сыграл ли COVID-19 какую-то роль в этих ситуациях? Будут ли расследования справедливыми, как того требует Кодекс Международной морской организации по расследованию происшествий, связанных с безопасностью (IMO Code for Safety Investigations), то есть такими, из которых будут извлечены уроки, которые позволят предотвратить трагические потери жизней моряков и урон для морской среды?

Брайан Оррелл, кавалер ордена Британской империи и председатель правления SRI, который представлял сторону моряков в объединенных переговорах Международной морской организации и Международной организации труда, итогом которых стало Руководство по справедливому обращению с моряками в случае морского происшествия, а также в переговорах, которые привели к появлению Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, соглашается: «Если и было время, когда особенно важно справедливое обращение с моряками, это время наступило сейчас. Такое отношение к членам экипажей базируется на международных стандартах, которых необходимо придерживаться даже в самые сложные периоды».

Член консультативного совета SRI и председатель Секции моряков Международной федерации транспортников (МФТ) Дейв Хейндел, а также Жаклин Смит, морской координатор МФТ, множество раз предупреждали о токсичных эффектах коронавируса, усталости и их связи с безопасностью на море: «Эти морские происшествия должны возродить обсуждения о том, насколько серьезно индустрия настроена в вопросе уменьшения числа зарегистрированных инцидентов  и решении проблемы медленных или вовсе отсутствующих расследований морских происшествий, которая является одним из самых больших упущений в области обеспечения безопасности. Резкое сокращение сходов на берег и медицинской помощи вне судна сопровождаются чрезмерно большими периодами работы на борту, что идет вразрез с требованиями КТМС. Это приводит к хронической усталости. И представляет слишком большой риск для безопасности экипажей и защиты морской среды».

Отметим, что Международная федерация транспортников недавно также отметила, что многие упрощения, связанные с пандемией коронавируса, могут привести к плачевным последствиям и росту усталости моряков. Среди таких практик, например, удаленные инспекции на борту, когда члены экипажей сами должны проводить проверки и докладывать о своей безопасности, причем в дополнение к своим обязанностям, и уменьшение числа моряков на судне, совершаемое с разрешения государств флага. Все эти факторы приводят к еще большей усталости членов экипажей, многие из которых работают на борту гораздо больше изначально предполагаемого срока.

– Текущее положение моряков во многом похоже на заключение, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – В любой другой профессии такие условия назвали бы просто дикими, однако в отношении членов экипажей это почему-то считается почти нормальным. Усталость – естественное следствие работы без передышки и отсутствия нормального отдыха, и рано или поздно она может привести к инцидентам. Однако крайними в них чаще всего остаются моряки, а первопричины тех или иных ошибок, если они есть, не учитываются.

По материалам Marine Insight

↑ 

Наверх