08.09.2020

Контракт истек – пора домой

В мире набирает обороты международная кампания по обеспечению смен моряков, попавших под ограничения на транзит в связи с пандемией COVID-19. Вот и на днях в порту Калининград инспекция Международной федерации транспортников (МФТ) совместно с морскими властями помогла члену экипажа судна «CORONA» (ИМО 9169342, флаг Маршалловых островов) вернуться домой, на Украину, из затянувшегося рейса.

Судовладелец теплохода – компания A. M. Nomikos Transworld Maritime Agencies S.A. – и в мирное время не баловал экипаж регулярной заменой. В пандемию ситуация только обострилась.

История вызволения развивалась в течение двух недель с момента обращения моряка в инспекцию МФТ. К жалобе член экипажа приложил два контракта: первый – продолжительностью «шесть плюс один», до мая этого года и второй, вступивший в силу следом, – еще на «четыре плюс один», до октября.

Так, человек, рассчитывавший работать на борту не более семи месяцев, получил «приговор» сроком на одиннадцать. И, конечно, ситуация обосновывается внезапными событиями, вирусом и закрытием аэропортов. Но дело в том, что перед принудительным заключением второго контракта судно все еще работало в Европе. А, значит, моряка можно было сменить до отхода судна в Южную Америку, замечательно укладываясь в указанный в контракте гибкий интервал «плюс/минус один месяц».

Инспекция МФТ, ссылаясь на положение Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве и выступая в качестве представителя моряка, обратилась к Капитану порта и в группу Парижского Меморандума. Судовладелец тут же получил предварительное уведомление и не особо удивился плачевным для него итогам инспекции портового контроля.

Смысл официального уведомления сводился к тому, что если моряк не будет сменен в Калининграде, судно задержат. И весьма примечательным было официальное разъяснение: ссылка в трудовом контракте на интервал «плюс один месяц» должна работать не в пользу судовладельца, а в пользу моряка. То есть, контракт не резиновый и не гнется в сторону увеличения. Значит, моряк должен получить замену в пределах этого периода и не выше.

Если же случился катаклизм и теплоход попал в изоляцию, то любое разрешение на продление трудового договора должно быть согласовано с властями государства флага судна. После чего и не раньше – требуется добровольное согласие моряка. Лишь тогда наступает юридически правильное продление контракта.

На судне «CORONA», конечно, ничего подобного не было. Судовладелец до упора использовал моряков в Европе, после свернул в Бразилию, а потом взял членов экипажа за шиворот и ткнул в продленный договор. Такая пролонгация была признана неправомерной.

Вызволять моряка помогли также два морских агентства: Trans-Agro Ltd и STAFF Management из Калининграда, обеспечившие консультации, согласование с властями и беспрепятственный транзит.

Итоги расследования и инспекции – самые положительные: обратившийся моряк уже приехал домой и поблагодарил всех, кто ему помог. Более того, вследствие случившегося в Калининграде смена девяти других членов экипажа судна планируется в ближайшее время – в следующем порту.

По материалам КРО РПСМ, автор – Вадим Мамонтов

↑ 

Наверх