04.09.2020

Смена ограничена до уровня невозможности, но экипажи должны быть заменены

К вопросу смены моряков в разных странах подходят по-разному. Где-то эту проблему просто игнорируют, где-то – стараются максимально облегчить условия смены без вреда для здоровья членов экипажей и местного населения, а где-то об этом особенно не заботятся и сразу приступают к карательным методам. Последнее, похоже, ожидается в Таиланде. Тревожные новости поступили из кабинета Совета министров страны, где 25 августа был одобрен проект постановления министерства об инспекции иностранных судов, заходящих в тайские порты. Инспекторам государственного портового контроля (PSC) вменена в обязанность проверка соответствия судна Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части истечения срока действия контракта. Очевидно, они наделяются полномочиями по задержанию судна, если обнаружится нарушение требований КТМС в этом отношении. При этом Таиланд закрыт для смены иностранных экипажей, а в новом законе развернувшийся кризис смены экипажей вообще не упоминается – для государства его как будто и вовсе не существует.

Вопрос о повторном открытии тайских портов для ротации моряков не обсуждается в принципе – нет даже каких-либо публичных упоминаний, например, в средствах массовой информации и в социальных сетях.

При этом суда, на которых есть экипажи с истекшими контрактами, обязаны предоставить инспекторам план «исправления нарушения» в ближайшее время в каких-то других, но не в тайских портах, которые так и останутся закрытыми. Этот план должен быть одобрен или отклонен инспекторами.

Представители PSC уполномочены требовать и проверять все соответствующие документы на борту, а инспекции будут проводиться без какого-либо предварительного уведомления. Все расходы и издержки, возникающие при их проведении, оплачиваются судовладельцем.

Похожая ситуация сейчас наблюдается в Австралии, и, возможно, в некоторых других странах. Есть основания полагать, что это не отдельно взятые случаи, а начало новой всемирной кампании. Получается, что смена экипажей запрещена или ограничена до уровня невозможности, но экипажи должны быть заменены. А как – этот вопрос уже, видимо, не так важен.

Радует, что не все страны относятся к смене экипажей подобным образом. Например, Панама в последнее время не раз оказывала помощь морякам, сроки контрактов которых давно истекли и они не могли и не хотели больше продолжать работать на борту. Например, именно отсюда удалось вернуться домой членам экипажа судна «Contamines» – россиянам и украинцам, которым уже несколько раз продлевали контракты и их сроки приближались к максимально допустимым 11 месяцам. При этом, как выяснил инспектор Международной федерации транспортников, у судовладельца уже не раз была возможность произвести замену экипажа, однако он этого не сделал и продолжал кормить моряков обещаниями о репатриации в следующем порту захода. Устав от этого, на пути в Панаму экипаж информировал судовладельца об отказе продолжать работу по прибытии в порт. Панама поддержала моряков, судно было задержано, и несмотря на попытки обмана со стороны управляющей компании ADK Maritime, предоставившей сфабрикованные документы о подготовленной репатриации на Ямайке, портовые службы не отпустили теплоход до тех пор, пока моряки не получили долги по заработной плате и не сменились.

Иногда помощь приходит, откуда не ждали, например из Кении, которая благодаря усилиям МФТ стала новым хабом для смены моряков. Национальный протокол смены экипажей, принятый в стране при значительном участии инспектора МФТ в Кении Бетти Макена Мутуги, стал настолько удачным, что некоторые суда меняют курс, чтобы провести репатриацию именно здесь. Списывающиеся экипажи в стране не помещаются в карантин – моряки следуют сразу в иммиграционную службу, чтобы сесть на свой рейс или остаться на ночь в специальном отеле. Правда их сменщики к моменту вылета в Кению должны провести 14 дней в домашней самоизоляции и предоставить результаты ПЦР-анализа. И хотя здесь тоже есть свои сложности – в частности, экипаж, покидающий судно в порту Момбаса, должен иметь подтвержденный рейс из страны в течение 48 часов, которых бывает недостаточно – все же в сравнении со многими другими портами здесь предъявляются достаточно демократичные требования.

– Прежде чем предъявлять жесткие требования к смене экипажей на борту судов в современных условиях, некоторым странам нужно сначала увидеть бревно в собственном глазу и начать с создания нормальных условий для репатриации в своих портах, – отмечают в РПСМ. – Пока этого не сделано, спускать всех собак на судовладельцев по меньшей мере несправедливо.

По материалам FleetMon и КРО РПСМ

↑ 

Наверх