14.07.2020

В Гане на борту танкера «Remos» умер российский капитан

Танкер «Remos», а вместе с ним и его многонациональный экипаж – два россиянина, ганец, восемь пакистанцев – уже около года стоит на якоре порта Тема на юге Ганы примерно в четырех милях от берега. Все это время морякам не платят зарплату, а на борту не хватает еды и заканчивается топливо. Члены экипажа спят на палубе под открытым небом – в раскаленных каютах невозможно находиться: среднесуточная температура близится к 30 градусам. Пока «Remos» стоял в порту, мир охватила пандемия коронавируса. Но моряков одолевают другие болезни, и они уже столкнулись со смертью. Капитан судна, 60-летний Сергей Ясько из Керчи, так и не дождался возвращения на Родину: он скончался от инсульта. При этом до сих пор неизвестно, когда остальные моряки попадут домой.

Четыре часа ждал медпомощи

До работы на танкерах Сергей Ясько исходил весь мир на больших рыболовецких судах-траулерах. Как отмечает председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Севастополь Российского профсоюза моряков Артем Боев, капитан особенно любил работать в Африке. В профкоме моряка знали – сюда он обращался за помощью по другому делу еще перед уходом в злополучный рейс. 

– Он всегда ко всем относился с уважением, – рассказывает старший механик Алексей Плотников из Волгограда о своем соотечественнике. – Никогда не пытался самоутвердиться, сохранял спокойствие, поступал справедливо.

Вечером 20 июня капитан почувствовал, что немеют пальцы ног. Плотников предложил вызвать врача, но тот отшутился, мол, «так бывает». На следующий день у него случился инсульт. Увидев, что у Ясько начало «выворачивать руки», Плотников позвонил в российское консульство. Моряка связали с врачом, который сказал, что капитана нужно положить на бок. И только спустя четыре часа россиянина забрал катер – к тому моменту он уже практически не мог говорить. 

– Печень врачи так и не запустили, в легких образовалась жидкость, поэтому его подключили к аппарату ИВЛ, – продолжает стармех. 

Кроме того, у капитана нашли малярию – ей он заболел уже во второй раз. Плотников уверен, что виной всему насекомые, которые кусают моряков, когда они ночуют на палубе. Примечательно, что после обнаружения малярии у капитана анализы у остальных членов экипажа танкера брать не стали.

У Сергея Ясько в Керчи осталась жена, дети и внуки.

Хотели заработать

В рейс «Remos» вышел 11 июня 2019 года, а в Тему прибыл в середине сентября. Экипаж должен был заниматься перевозкой нефти в районе Западной и Южной Африки, Нигерии и Сьерра-Леоне, однако точный маршрут морякам не сообщили. Ясько и Плотников предполагали, что компания найдет заказчиков, а экипаж пробудет на судне до декабря 2019 года. Сам же Плотников договорился о репатриации в ноябре, но у греческой компании начались проблемы.

Сначала у экипажа кончилась работа, потом им перестали выплачивать зарплату, провизию на танкер привозили реже, с топливом ситуация оказалась хуже некуда – если в первые месяцы моряки включали двигатель дважды в день, чтобы приготовить еду, то теперь даже это невозможно. Они готовят на мангале, сжигают остатки деревянных поддонов.

Сейчас «Remos» стоит без опознавательных знаков: когда нет топлива, то дизель-генератор не работает – экипажу не включить огни. Это опасно, поскольку любой проходящий объект может задеть судно. К тому же без топлива на борту не работают кондиционеры, туалеты, камбуз и душевые.

Мало хорошего в ночевках на палубе

– После часа ночи идет полное обводнение палубы, – объясняет Плотников. –  Влажность тут 97%, вода просто течет по палубе, простынь, которой укрываешься, – мокрая. Естественно, налетают насекомые.

Еще зимой моряки начали болеть. «У одного – почки, у другого – язва желудка, у третьего –  нога распухла», – рассказывает стармех. 

Чтобы отправить больного на лечение в город, экипажу нужно связаться с агентом – все через страховую компанию. Правда, беда в том, что платежи могут идти до трех дней, только после этого человека забирают на берег.

Все знают о ситуации на «Remos»

В декабре 2019-го, когда греческая компания бросила экипаж, Ясько и Плотников обратились за помощью в российское консульство в Гане.

– Это было так,– вспоминает моряк. – Первая неделя прошла: «Мы своих не бросаем». Вторая неделя – «Мы своих не бросаем». Потом третья, четвертая, пятая. Вот только привезли провиант – и, правда, не бросают.  

На судно доставили восемь ящиков консервов, но еду пришлось разделить на всю команду. Моряки доедают их до сих пор. 

Плотников общается с российским консульством каждую неделю, однако никакой конкретной информации о репатриации не получает.

 – По запросу родственников моряков мы связывались с Международной федерацией транспортников, – говорит заместитель председателя Российского профсоюза моряков Вадим Иванов. – Сейчас страховщики и консульства работают над получением необходимых разрешений на перевозку тела капитана и репатриацию членов экипажа.

Действительно, в 2020 году обязанности по снабжению судна взял на себя Клуб взаимного страхования P&I Club и Международная федерация транспортников. В феврале экипажу прислали запасы еды, включая фрукты, а также солярку на 10-12 дней – какое-то время члены экипажа даже смогли ночевать в своих каютах. 

Но, к сожалению, дальше дело не продвинулось. Пока «Remos» стоял в порту, началась пандемия коронавируса. Первые случаи заражения в Гане зафиксировали 12 марта, а через десять дней страна закрыла границы.

Выбраться невозможно

Моряки узнали о коронавирусе из интернета. Болезни они не боятся, потому что живут в полной изоляции, но пандемия дополнительно осложнила их ситуацию.

Сейчас страховщики и МФТ обещают, что, как только Гана откроет границы, моряков отправят домой с частичной выплатой зарплаты и страховки. Сам танкер, скорее всего,  выставят на торги, то есть оставшуюся сумму морякам выплатят после продажи судна.

– Границы России тоже закрыты, поэтому нас не могут депортировать,– отмечает стармех. – Это какая-то тюрьма.

Другими словами, даже если бы у застрявшего на судне Плотникова были деньги на билет, самостоятельно уехать сложно.

Компания не комментирует ситуацию на судне

Менеджеры компании «Etterna» сначала обещали команде, что все наладится, но в феврале 2020 года власти Темы арестовали танкер, поскольку судовладелец не оплачивал портовые сборы, а с мая работодатель и вовсе перестал отвечать на сообщения экипажа. В «Etterna» отказались комментировать ситуацию на борту «Remos». 

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ответ на вопрос о том, известно ли ведомству о ситуации на танкере и смерти россиянина, ответила: «Знаем».

По материалам sevastopol.su

↑ 

Наверх