25.05.2020

На что сегодня жалуются моряки?

Борьба с пандемией внесла новые порядки практически во все сферы деятельности, затронув привычный уклад жизни всех граждан. Изменения коснулись ЕГЭ, медицины, работы досуговых центров, продовольственных магазинов и, конечно, не могли не отразиться на «оперативно-правовой» деятельности региональных организаций Российского профсоюза моряков.

– Раньше одним из ключевых направлений работы КРО РПСМ по защите социально-трудовых прав моряков была регулярная инспекция труда на судах, заходящих в порт Калининград, – рассказывает Петр Дзендзелюк, правовой эксперт Калининградской РО РПСМ. – С введением обязательной социальной изоляции эту деятельность, разумеется, пришлось ограничить. Судя по всему, и после снятия ограничений с инспекцией труда какое-то время придется повременить.

Дело даже не в том, что есть опасность распространения болезни – со стороны государства никаких ограничений с допуском на суда под любым флагом ни для агентов, ни для проверяющих нет. Изменилось отношение членов экипажа: теперь все, что приходит с берега, воспринимается ими, как серьезная потенциальная угроза здоровью. Хотя обычно моряки практически всегда рады видеть представителей профсоюза и Международной федерации транспортников на борту, в ходе последних инспекций КРО, прошедших сразу после снятия запрета, можно было невооруженным глазом заметить сильную обеспокоенность экипажа из-за гостей с берега.

Сегодня КРО РПСМ по-прежнему мониторит судозаходы в Калининградский порт, изучает их историю, интересуется судовладельцем, флагом, национальностью экипажа, наличием или отсутствием проблем и открытых задач в базе данных инспекторов труда РПСМ и МФТ, чтобы заранее сделать выводы о ситуации на борту. Но посещают суда представители КРО, только если с борта поступила жалоба или в других особых случаях.

Хотя профсоюз и «заморозил» на время рутинную инспекцию труда, в ходе которой довольно часто выявлялись нарушения и недочеты, дел у инспекторов не убавилось.

Как сообщают в КРО, в последнее время наблюдается всплеск обращений, причем помимо традиционных звонков и электронных писем в ход идут все средства связи –WhatsApp, Viber, социальные сети и даже СМС. Проблемы и задаваемые вопросы носят особый, прецедентный характер и напрямую связаны с новыми реалиями жизни моряков в условиях пандемии.

Так, например, сейчас лидерство закономерно занимает тема репатриации.

Кто-то из моряков уже работает дополнительный контракт и беспокоится, что судовладелец теперь имеет право не списывать его, пока новый контракт не закончится. Или наоборот – спишет до окончания нового срока, а потом удержит деньги за смену. Кто-то застрял на берегу как раз в тот момент, когда отменилось авиасообщение, и теперь не знает, каким образом ему вернуться домой и куда обратиться за помощью.

У кого-то просто сдают нервы из-за информационной паники или из-за требований членов семьи, и он ищет любой способ вернуться домой, хотя до конца контракта еще далеко.

Все бы ничего – раньше судовладельцы могли списать таких моряков с соответствующими удержаниями без всяких сложностей. Однако сейчас это просто невозможно. Появляются серьезные проблемы с точки зрения правовых норм: ведь такого моряка, если на борту минимальное количество экипажа для безопасной эксплуатации судна, нельзя перевести в пассажиры. Он должен работать. А он, естественно, этого не делает, мотивируя судовладельца к скорейшему прекращению с ним трудовых отношений.

А что делать, если член экипажа попался за пьянку? Ведь заменить его практически невозможно.

В то же время риск попасть в проблемную ситуацию не только сохранился, но и вырос. Причем это касается как материальных, так и ментальных трудностей. Так, из-за падения рынка и кризиса возможен рост случаев социального демпинга. А из-за проблем с репатриацией и ограничения сходов на берег экипажи оказываются вымотанными и деморализованными, что напрямую ведет к серьезным рискам, связанным с несоблюдением мер безопасности, конфликтам, криминалу и суицидам.

– Порядок решения таких случаев на сегодняшний день не предусматривается никакими нормативно правовыми актами, в том числе коллективными договорами, поэтому приходится находить компромисс, – говорит Петр Дзендзелюк. – В компромиссах часто бывает, что все решает не объективное право, а субъективная мораль. К большому счастью, в подавляющем большинстве случаев решение, так или иначе, принимается в пользу моряка.

↑ 

Наверх