14.04.2020

«Проще внедрить стандарты 190-й Конвенции в тексты коллективных договоров и это, может быть, наиболее эффективный путь»

Калининградская региональная организация Российского профсоюза моряков работает над опросом о случаях домогательства и травли на торговом флоте. Провести исследование на эту деликатную тему представители КРО РПСМ решили после участия в онлайн-конференции по обсуждению 190-й Конвенции Международной организации труда «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», организованной Ивановским центром гендерных исследований.

Технический инспектор труда КРО РПСМ Петр Дзендзелюк рассказал, что Россия не ратифицировала Конвенцию №190, принятую на 108-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, но должна регулярно отчитываться в МОТ о результатах исследований о насилии и травле в сфере труда.

– В принципе, наша страна не отказывается от подписания Конвенции, – объясняет Петр Дзендзелюк. – Россия лишь просит внести в документ ряд поправок – их около восьмидесяти. Тем не менее, такое положение дел относит нас к числу государств, где достижение гендерного равенства является далеко не первостепенной задачей.

Отчасти причина, по которой ратификация важной для сферы труда конвенции отложена, заключается в том, что в русском языке нет аналогов слов «harassment» и «bulling». Конечно, перевод есть, но он не раскрывает всю полноту и содержание терминов в юридическом плане.

– Во всей этой истории с отложенной ратификацией 190-й Конвенции можно увидеть и некую подоплеку непринятия закона «О домашнем насилии», которая, прежде всего, основана на принципах невмешательства в личную жизнь граждан, однако, как мы прекрасно понимаем, сфера труда не имеет ничего общего с личной жизнью, – продолжает Петр Дзендзелюк. 

Кроме того, понятие «сфера труда» тоже имеет весьма широкий охват. Например, речь идет не только о безопасности на рабочем месте, но и включает в себя защиту в период декретного отпуска и во время пути на работу; защиту самозанятых и домохозяек и т.д.

– В нашей стране, без сомнения, имеются механизмы защиты от насилия, – уверен техинспектор труда КРО РПСМ. – Но, к сожалению, в масштабах государства мы пока не готовы идти в ногу со временем в некоторых вопросах.

Что касается позиции профсоюза, то, как отметил Петр Дзендзелюк, «нам проще внедрить стандарты 190-й Конвенции в тексты коллективных договоров и это, может быть, наиболее эффективный путь».

Отметим, что в судоходном секторе издевательства, запугивания и травля тоже случаются.

– В нашей практике встречались инциденты, когда капитаны из-за личной неприязни доставляли большие проблемы членам экипажей, порой, эти проблемы накладывали отпечаток на карьеру моряков, – рассказывает П. Дзендзелюк. – Неофициально до нас доходили сообщения о фактах систематического сексуального насилия в рейсе. Именно поэтому мы решили исследовать эту проблему и провести онлайн-опрос.

А пока КРО РПСМ предлагает направлять свое мнение о проблеме, а также истории из собственного опыта на электронный адрес организации sur.kld@gmail.com. В КРО РПСМ подчеркнули, что всем, кто откликнется, гарантируется полная анонимность

По материалам КРО РПСМ

Фото с сайта skillsupgrade.ntuc.org.sg

↑ 

Наверх