25.02.2020

РПСМ: изменения в ст. 4 КТМ РФ не учитывают интересов российских моряков

Государственная Дума приняла проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации». Он предполагает, что в документ внесут пункт  5, согласно которому правительство будет наделено полномочиями принимать решения об использовании судов под иностранными флагами при некоторых видах работ, на осуществление которых преимущественное право имеют суда под флагом РФ.

В числе таких работ в пункте 1 статьи 4 КТМ обозначены каботаж, ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические работы, а также морские ресурсные исследования, разведка, разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе страны.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что в настоящей редакции пункт 1 статьи 4 КТМ предполагает, что с использованием судов под флагами иностранных государств могут осуществляться определенные виды деятельности в случаях, если это предусмотрено международными договорами РФ, КТМ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями правительства. Однако достаточных оснований, позволяющих правительству издать акт, определяющий механизм использования судов под иностранными флагами для этих видов деятельности, КТМ не содержит. Действующие международные договоры Российской Федерации не охватывают весь спектр видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 КТМ, что также является недостаточным основанием для подготовки необходимого акта правительства. Таким образом, КТМ хоть и не исключает возможность использования судов под флагами иностранных государств для этих видов деятельности, но не содержит механизмов реализации такой возможности.

«Существующее положение фактически препятствует использованию судов под иностранным флагом в случае необходимости (например, в случае отсутствия специализированных судов в составе судов, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации), что может повлечь срыв контрактных обязательств при реализации крупных проектов», – сообщается в пояснительной записке к проекту закона.

На самом деле, как считают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ), этот законопроект направлен на устранение допущенного упущения при принятии в 2017 году действующей редакции пункта  4 статьи 4 КТМ РФ. Она, в отличие от предыдущей редакции этой нормы Кодекса, не предусматривает наличие условий и порядка, при которых Правительство РФ выдает разрешение на использование иностранных судов в каботаже. Причем не только для морских перевозок углеводородов, но и вообще для всех других видов морских перевозок и иной морской деятельности. В этой связи, оказалась совершенно непонятной судьба принятых по этому поводу нормативных правовых актов, а  именно: постановления Правительства РФ от 24.05.2012 г. №504 и приказа Минтранса России от 26.07.2012 г. №274 «Об утверждении  порядка выдач и разрешений на осуществление перевозок и буксировке в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства», которые предполагали выдачу разрешений для использования иностранного флота в случае отсутствия аналогичных российских судов. С принятием этого законопроекта вышеупомянутые подзаконные акты вновь начнут действовать, но  к сожалению, только в отношении морских перевозок, не связанных с транспортировкой углеводородов.                 

 Вот почему,  по мнению РПСМ, несмотря на устранение этого правового пробела, статья 4 КТМ РФ далеко не в полной мере отвечает национальным интересам РФ, поскольку, во-первых, оставляет произвольным принятие Правительством РФ решений об использовании иностранных морских судов при перевозке продуктов углеводорода, то есть в отсутствие какого-либо порядка и условий, как это  было при издании распоряжения от 14.03.2019 г. №435-р о разрешении использования для этой цели до 30.12.2043 г. 28-ми иностранных судов. Во-вторых, в обеих редакциях  не учитывается положение дел с занятостью российских моряков на национальном морском рынке труда. 

Между тем в настоящее время этот рынок труда испытывает серьезный дефицит рабочих мест: по оценкам РПСМ, российские судовладельцы могут трудоустроить на своих судах всего лишь порядка 50% всех наших тружеников флота. При этом, что немаловажно, статья 4 КТМ РФ в части выдачи разрешений на использование в каботаже иностранных морских судов не отвечает требованию Правила 2.8 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, согласно которому государство обязано проводить национальную политику, направленную на расширение возможностей для занятости моряков.

– Наша попытка исправить вышеприведенные недостатки и защитить интересы российских  моряков на занятость, к сожалению, не принесла желаемого результата, – пояснил председатель РПСМ и Федерации профсоюзов работников морского транспорта Юрий Сухоруков. – Предложение ФПРМТ, членской организацией которой является РПСМ,  внести необходимую поправку к законопроекту при рассмотрении его во втором чтении не нашло поддержки у руководства комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по транспорту и строительству. Следовательно, при осуществлении морских перевозок в каботаже будут использоваться не только суда под иностранным флагом,  но и довольно широко применяться труд иностранных членов экипажей в ущерб интересам российских моряков.

↑ 

Наверх