РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Если раньше пираты в Гвинейском заливе рассматривали членов экипажа в первую очередь как препятствие, мешающее воровать нефть, сегодня моряки превратились для них в новый источник дохода. Как сообщает издание «TradeWinds», значительный рост числа похищений людей в этом регионе говорит о том, что теперь именно требование выкупа за заложников, а не сбыт краденной нефти является основным источником пополнения денежных запасов злоумышленников.
В регионе, где разбойники традиционно нападали на торговые
суда с целью кражи нефтяных грузов, а не похищения моряков, эта смена
приоритетов застала экспертов отрасли
врасплох. «Киднепинг не был характерной чертой преступной деятельности
нигерийских пиратов, – пояснил Брэндон
Принс, профессор политологии
Университета Теннесси, исследующий проблему пиратства. – Бизнес-модель
нигерийцев состояла в том, чтобы украсть «черное золото» и продать его на
черном рынке». Одно время из-за подобной практики Нигерия теряла сотни тысяч
баррелей нефти в день, а членов экипажей во время многочисленных налетов ранили
и даже убивали.
В качестве причин подобных инцидентов Принс назвал
беспорядки в Дельте Нигера в Гвинейском заливе. В этом регионе уже давно не
получается разрешить конфликт, в котором вооруженные повстанцы с одной стороны
и официальные власти и энергетические компании – с другой, ведут борьбу за
контроль над нефтяными запасами. По словам специалиста, в 2019 году масштабы
политически мотивированного насилия увеличились. «Вполне вероятно, что члены
вооруженных группировок таким образом не просто борются с государством, но и
используют пиратство в качестве источника финансирования, – сказал Принс. – Мятежники
всегда находятся в поисках доходов,
чтобы платить своим бойцам и покупать оружие, и могут рассматривать пиратство
как один из способов пополнения бюджета».
По словам главы разведывательной службы охранного агентства «EOS Risk» Джейка Лонгворта, зоной
наибольшего риска пиратских нападений в Гвинейском заливе является область в
пределах 150 морских миль (278 км) от Дельты Нигера. Однако он отметил, что
пираты продемонстрировали готовность ради захвата заложников заходить в
территориальные воды соседних государств. «Якорные стоянки в этом регионе,
особенно Ломе (Того), Котону (Бенин) и недавно вошедший в этот список порт
Дуала (Камерун), стали особенно часто подвергаться нападениям из-за большого
количества находящихся там судов при малом количестве ресурсов береговой охраны
и ВМФ», – отметил Лонгворт.
Отметим, что из числа похищенных в этом году, 40 моряков
были взяты в плен в Нигерии в ходе девяти инцидентов, 36 – в Камеруне (в шести
инцидентах), 15 – в Бенине (два инцидента) и 7 – в Того (два инцидента).
Среди взятых в заложники в Камеруне члены экипажей
«MarMalaita» и «Victory C» – судов, принадлежащих компании «MC Schiffahrt». За
два нападения пираты похитили 17
моряков. Но больше всего членов экипажа за одно нападение попали в руки злоумышленников
в июле, когда 10 турецких моряков были
похищены с т/х «Paksoy-1» вблизи Брасса (Нигерия). Во всех трех случаях пленников
освободили через шесть недель после похищения. Один из вызволенных членов
экипажа «Paksoy-1» потом рассказывал в интервью местным СМИ, что их держали «в
лесу» в болотистой местности в «плохих условиях», однако похитители не проявляли
жестокости.
Господин Лонгворт отметил, что в ходе нападений пираты
нередко применяют насилие, однако с заложниками впоследствии обращаются сносно,
если применяются разумные стратегии
ведения переговоров. «В большинстве случаев договориться об освобождении
похищенных моряков удается в течение месяца, хотя были случаи, когда переговоры
затягивались на гораздо больший период», – отметил господин Лонгворт.
Отметим, что только с
начала этого года в водах Западной Африки было взято в плен 98 моряков, в 2018
году – 93. В их числе и недавно похищенные девять членов экипажа судна
«Bonita», 2 ноября захваченные у берегов Бенина, и четыре моряка с танкера
«Elka Aristotle», плененные 4 ноября в районе Того.
Согласно данным СМИ, владелец балкера «Bonita», судоходная
компания «JJ Ugland», в настоящее время пытается договориться об освобождении
захваченных в заложники членов экипажа, одним из которых стал капитан судна.
Компания утверждает, что ведет постоянный мониторинг безопасности в тех
районах, где работают ее теплоходы, а произошедшее заставило руководство
задуматься над тем, чтобы изменить маршруты следования судов в обход побережья
Западной Африки. Инцидент компания назвала «тяжелой ситуацией», а президент
Ойстейн Бейсланд добавил: «Мы делаем все возможное для того, чтобы девять
похищенных членов экипажа снова оказались в безопасности».
Отметим, что в компании позаботились об оставшихся на борту
моряках: к ним отправили специалиста по посттравматическому стрессу и
священнослужителя. «JJ Ugland» выразила готовность репатриировать любого члена
экипажа, который откажется продолжить рейс, и уже ищет им возможную замену: «Мы
были и остаемся в постоянном контакте с командой на борту. Их состояние
оценивается как хорошее, насколько это возможно после всего, через что им пришлось
пройти. Медицинская помощь и последующее наблюдение будут оказываться морякам
по мере необходимости», – указывается в сообщении компании.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает,
что напряжение по поводу ситуации в Гвинейском заливе в морском сообществе
постоянно растет: «В частности, совсем недавно в связи с происшествиями на
судах «Bonita и «Elka Aristotle» Международная федерация транспортников (МФТ)
заявила о необходимости глобального и регионального сотрудничества по борьбе с растущим уровнем пиратских атак в
Гвинейском заливе. Также о надобности решительных действий и международного
взаимодействия, направленного на преодоление этой проблемы, заявляли Европейская
ассоциация судовладельцев (ECSA) и Международная палата судоходства (ICS). Можно сказать, что
большая часть представителей судоходной отрасли понимает, что сама собой эта
ситуация не изменится. Решением проблемы могло бы стать начало международной
военно-морской операции, которая помогла бы защитить суда от нападений. Однако пока
по каким-то причинам этот вопрос не широко не обсуждается, и морякам остается
только крайне внимательно относиться к собственной безопасности, сохранять бдительность
и, по возможности, избегать рейсов через пиратоопасные регионы».
По материалам TradeWinds и safety4sea
Наверх