18.11.2019

Нигерийские пираты переключились с краж нефти на похищение людей

Если раньше пираты в Гвинейском заливе рассматривали членов экипажа в первую очередь как препятствие, мешающее воровать нефть, сегодня моряки превратились для них в новый источник дохода. Как сообщает издание «TradeWinds», значительный рост числа похищений людей в этом регионе говорит о том, что теперь именно требование выкупа за заложников, а не сбыт краденной нефти является основным источником пополнения денежных запасов злоумышленников.

В регионе, где разбойники традиционно нападали на торговые суда с целью кражи нефтяных грузов, а не похищения моряков, эта смена приоритетов  застала экспертов отрасли врасплох. «Киднепинг не был характерной чертой преступной деятельности нигерийских пиратов, – пояснил  Брэндон Принс, профессор политологии  Университета Теннесси, исследующий проблему пиратства. – Бизнес-модель нигерийцев состояла в том, чтобы украсть «черное золото» и продать его на черном рынке». Одно время из-за подобной практики Нигерия теряла сотни тысяч баррелей нефти в день, а членов экипажей во время многочисленных налетов ранили и даже убивали.

В качестве причин подобных инцидентов Принс назвал беспорядки в Дельте Нигера в Гвинейском заливе. В этом регионе уже давно не получается разрешить конфликт, в котором вооруженные повстанцы с одной стороны и официальные власти и энергетические компании – с другой, ведут борьбу за контроль над нефтяными запасами. По словам специалиста, в 2019 году масштабы политически мотивированного насилия увеличились. «Вполне вероятно, что члены вооруженных группировок таким образом не просто борются с государством, но и используют пиратство в качестве источника финансирования, – сказал Принс. – Мятежники всегда находятся в поисках  доходов, чтобы платить своим бойцам и покупать оружие, и могут рассматривать пиратство как один из способов пополнения бюджета».  

По словам главы разведывательной службы  охранного агентства «EOS Risk» Джейка Лонгворта, зоной наибольшего риска пиратских нападений в Гвинейском заливе является область в пределах 150 морских миль (278 км) от Дельты Нигера. Однако он отметил, что пираты продемонстрировали готовность ради захвата заложников заходить в территориальные воды соседних государств. «Якорные стоянки в этом регионе, особенно Ломе (Того), Котону (Бенин) и недавно вошедший в этот список порт Дуала (Камерун), стали особенно часто подвергаться нападениям из-за большого количества находящихся там судов при малом количестве ресурсов береговой охраны и ВМФ», – отметил Лонгворт.

Отметим, что из числа похищенных в этом году, 40 моряков были взяты в плен в Нигерии в ходе девяти инцидентов, 36 – в Камеруне (в шести инцидентах), 15 – в Бенине (два инцидента) и 7 – в Того (два инцидента).

Среди взятых в заложники в Камеруне члены экипажей «MarMalaita» и «Victory C» – судов, принадлежащих компании «MC Schiffahrt». За два нападения пираты похитили  17 моряков. Но больше всего членов экипажа за одно нападение попали в руки злоумышленников в июле, когда  10 турецких моряков были похищены с т/х «Paksoy-1» вблизи Брасса (Нигерия). Во всех трех случаях пленников освободили через шесть недель после похищения. Один из вызволенных членов экипажа «Paksoy-1» потом рассказывал в интервью местным СМИ, что их держали «в лесу» в болотистой местности в «плохих условиях», однако похитители не проявляли жестокости.

Господин Лонгворт отметил, что в ходе нападений пираты нередко применяют насилие, однако с заложниками впоследствии обращаются сносно, если применяются  разумные стратегии ведения переговоров. «В большинстве случаев договориться об освобождении похищенных моряков удается в течение месяца, хотя были случаи, когда переговоры затягивались на гораздо больший период», – отметил господин Лонгворт.

Отметим,  что только с начала этого года в водах Западной Африки было взято в плен 98 моряков, в 2018 году – 93. В их числе и недавно похищенные девять членов экипажа судна «Bonita», 2 ноября захваченные у берегов Бенина, и четыре моряка с танкера «Elka Aristotle», плененные 4 ноября в районе Того.

Согласно данным СМИ, владелец балкера «Bonita», судоходная компания «JJ Ugland», в настоящее время пытается договориться об освобождении захваченных в заложники членов экипажа, одним из которых стал капитан судна. Компания утверждает, что ведет постоянный мониторинг безопасности в тех районах, где работают ее теплоходы, а произошедшее заставило руководство задуматься над тем, чтобы изменить маршруты следования судов в обход побережья Западной Африки. Инцидент компания назвала «тяжелой ситуацией», а президент Ойстейн Бейсланд добавил: «Мы делаем все возможное для того, чтобы девять похищенных членов экипажа снова оказались в безопасности».

Отметим, что в компании позаботились об оставшихся на борту моряках: к ним отправили специалиста по посттравматическому стрессу и священнослужителя. «JJ Ugland» выразила готовность репатриировать любого члена экипажа, который откажется продолжить рейс, и уже ищет им возможную замену: «Мы были и остаемся в постоянном контакте с командой на борту. Их состояние оценивается как хорошее, насколько это  возможно после всего, через что им пришлось пройти. Медицинская помощь и последующее наблюдение будут оказываться морякам по мере необходимости», – указывается в сообщении компании.

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что напряжение по поводу ситуации в Гвинейском заливе в морском сообществе постоянно растет: «В частности, совсем недавно в связи с происшествиями на судах «Bonita и «Elka Aristotle» Международная федерация транспортников (МФТ) заявила о необходимости глобального и регионального сотрудничества по  борьбе с растущим уровнем пиратских атак в Гвинейском заливе. Также о надобности решительных действий и международного взаимодействия, направленного на преодоление этой проблемы, заявляли Европейская ассоциация судовладельцев (ECSA) и Международная палата судоходства (ICS). Можно сказать, что большая часть представителей судоходной отрасли понимает, что сама собой эта ситуация не изменится. Решением проблемы могло бы стать начало международной военно-морской операции, которая помогла бы защитить суда от нападений. Однако пока по каким-то причинам этот вопрос не широко не обсуждается, и морякам остается только крайне внимательно относиться к собственной безопасности, сохранять бдительность и, по возможности, избегать рейсов через пиратоопасные регионы».

По материалам TradeWinds и safety4sea


↑ 

Наверх