18.11.2019

Моряк «за бортом»: в России создают инновационный танкер для Арктики

В России будут созданы беспилотные танкеры и газовозы для освоения северных месторождений углеводородов. С помощью машинного зрения и спутниковых снимков они смогут оценивать окружающую обстановку и самостоятельно принимать решения о совершении маневров. Как рассказали «Известиям» в судоходной компании «Совкомфлот», в качестве образца конструкторы используют танкер «Михаил Ульянов», который обслуживает арктическую нефтедобывающую платформу «Приразломная». В дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Спуск инновационного танкера на воду намечен на 2023 год.

Технология самостоятельности

Современные транспортные суда океанического класса можно сравнить с небольшими городами, поэтому сложность управления ими вынуждает компании держать на борту большие экипажи, моряки которых днем и ночью должны нести вахту. Российские инженеры предложили упростить управление и удешевить эксплуатацию, реализовав концепцию безэкипажных судов. Новую технологию собираются применять на отечественных верфях.

– Для того чтобы научить технику действовать самостоятельно, вначале нужно проанализировать то, каким образом она двигается под управлением человека, – отметил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Андреев. – С этой целью на нескольких судах мы установили множество видеокамер и тысячи датчиков, которые фиксируют работу систем. Далее информация передается в центр обработки данных, где происходит обучение системы искусственного интеллекта, которая в будущем сможет осуществлять управление.

Александр Андреев добавил, что для отработки беспилотной технологии корабелы выбрали танкер «Михаил Ульянов», который активно используется в обслуживании арктической нефтедобывающей платформы «Приразломная».

По словам инженеров, на судне проходит тестирование сразу целый комплекс инновационных систем, позволяющих ему автономно двигаться даже в сложных условиях северных морей.

– Окружающую обстановку улучшенные суда будут оценивать с помощью машинного зрения (радиолокация, оптико-электронные системы), автоматической идентификационной системы (АИС) и сервисов данных (электронно-картографических и спутниковых), – пояснил генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский. – Кроме того, они смогут автоматически принимать решения по маневрированию и расхождению с другими судами на основе системы искусственного интеллекта, учитывающей окружающую навигационную обстановку, технические параметры, погодные условия и международные правила движения судов.

Также эксперт отметил, что в настоящее время отрабатывается несколько вариантов организации беспроводной связи и дистанционного маневрирования транспорта, включая караванное управление с головного судна.

Газовый гигант

Проект планируется реализовывать поэтапно, рассказал Александр Пинский. Так, в начале экипаж будет сокращен с 25 специалистов до минимального состава в 13 человек, согласно требованиям международных правил. Оставшиеся на судне моряки будут освобождены от постоянного несения вахты. На следующей стадии построят полностью беспилотное судно, для работы которого потребуется внедрение изменений в международную нормативную базу.

По словам представителей компании «Совкомфлот», в дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов, который будет обслуживать проект компании НОВАТЭК «Арктик СПГ-2». Спуск на воду инновационного судна намечен на 2023 год.

С помощью уменьшения экипажа компании хотят значительно снизить затраты на эксплуатацию, поскольку их специалисты сейчас имеют зарплаты мирового уровня. В частности, капитан газовоза получает в среднем 1,5 млн рублей в месяц. Кроме того, отсутствие людей позволит увеличить место для полезного груза за счет освободившихся жилых помещений и продуктовых складов.

Создание беспилотных систем для крупных судов действительно может упростить наиболее трудные задачи, связанные с управлением, считает директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев.

– Особенно это касается маневрирования в ограниченном пространстве. В частности, сейчас актуальна задача автоматического входа в порт и швартовки судна, поскольку при выполнении этой сложной операции ошибки могут совершать даже опытные экипажи, – заявил эксперт.

Несмотря на наличие похожих проектов в других странах, специалисты подчеркивают уникальность российского опыта.

 – В отработке технологий задействованы настоящие коммерческие суда сразу трех судоходных компаний различного типа, функционирующие в разных условиях (в том числе, в Арктике), – подчеркнул Александр Пинский. – Пока что в таких масштабах за эту задачу еще никто не брался.

Появление нового судна также прокомментировали в Минпромторге. В 2019 году ведомство заключило госконтракт с АО «Кронштадт Технологии» на выполнение ОКР «Разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения (шифр БЭС-КФ).

– Вопросы безопасности мореплавания безэкипажных судов требуют значительной проработки. Помимо создания оборудования, мы видим необходимость в разработке не менее двух национальных стандартов. Также потребуется обновление не менее трех стандартов в области проектирования, строительства и эксплуатации судов и судового оборудования при безэкипажном судовождении, –  заявил «Известям» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По словам экспертов, появление такого судна приблизит флот к легитимизации и внедрению технологий автоматического и дистанционного управления как в российской, так и в мировой практике.

По мнению Российского профсоюза моряков (РПСМ), вряд ли к 2023 году удастся утрясти юридическую сторону вопроса относительно безэкипажного судоходства, ведь на ее урегулирование по всему миру может уйти не один десяток лет. 

– Кроме того, безопасность таких многообещающих проектов до сих пор вызывает сомнения: здесь также пройдет немало времени прежде, чем испытания подтвердят надежность автономного флота. Поэтому что касается рабочих мест – пока моряки «за бортом» не окажутся: автоматизация – долгий и сложный процесс. Когда же отрасль совершит революцию, ей все также будут нужны высококвалифицированные кадры с опытом работы в море, – уверены в РПСМ. 

Добавим, что по оценкам специалистов в полной мере беспилотные суда начнут работу лишь к 2035 году. 

Источник: «Известия»

↑ 

Наверх