12.11.2019

Сохраним право работающих родителей на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Комиссия по гендерному равенству Конфедерации труда России (КТР) предлагает уточнить норму о выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Благополучие под угрозу

В сентябре 2019 года для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru был вынесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» (ID проекта: 01/05/09-19/00094739).

Документ подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ. В числе прочего законопроект предполагает выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет только в том случае, если получающий его родитель («застрахованное лицо») лично осуществляет уход за ребенком. Тем самым законопроект ставит под угрозу благополучие огромного числа семей, которые вынуждены совмещать работу на условиях неполного рабочего времени с уходом за детьми для обеспечения необходимого уровня жизни. Если документ найдет поддержку, то прежде всего пострадают семьи, в которых доходы от занятости матери малолетнего ребенка являются основным источником дохода.

О проблеме

В действующей редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — ФЗ № 255-ФЗ) есть статья 11.1 «Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком». В соответствии с частью 2 данной статьи право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Продолжительность неполного рабочего времени законом не оговаривается.

В соответствии со складывающейся на сегодняшний день практикой применения указанной статьи Фонд Социального Страхования (ФСС) по своему усмотрению может лишить пособия работающего родителя (в подавляющем большинстве случаев это мать ребенка), поставив под сомнение возможность совмещения занятости и ухода за ребенком. Добиваться возвращения пособия приходится через суд, и суды далеко не всегда занимают сторону родителя.

По инициативе Минтруда в ФЗ № 255-ФЗ законопроектом статья 11.1 дополняется новым пунктом 5, в следующей редакции: «В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается».

Тем самым, законопроект ухудшит ситуацию со спорным толкованием нормы закона, поскольку не существует как нормы, обязывающей осуществлять уход за ребенком только одно лицо, так и способов объективного измерения вклада членов семьи в уход.

Более того, пункт 4 ФЗ № 255-ФЗ гласит: «В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц». То есть законодатель изначально признавал, что члены семьи вносят тот или иной вклад в уход за ребенком и деление на «ухаживающих» и «не ухаживающих» относительно.

Кроме того, пособие компенсирует только 40% утраченного заработка родителя, осуществляющего уход, где существует верхняя планка для выплат (26 152 руб. в 2019 году), а минимальный размер пособия на данный момент – всего 3 277 рублей. При этом рождение ребенка резко увеличивает расходы семьи, которые не восполняются пособием по уходу за ребенком. В этой ситуации совмещение ухода за ребенком и занятости, приносящей доход, более чем оправдано.

Минтруд России подходит к этой проблеме исключительно бюрократически, не принимая во внимание разнообразие форм занятости и участие в уходе за ребенком всех членов семьи. В результате, ведение новой нормы ухудшит финансовое положение семей с детьми и будет стимулировать уход работающих женщин в неофициальную занятость ради сохранения пособия.

Предложение КТР 

Изложить пункт 8 статьи 2 проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» (ID проекта: 01/05/09-19/00094739) в следующей редакции:

«8) статью 11.1 дополнить частью 5 следующего содержания:

5. Право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком сохраняется в случае, если в период отпуска по уходу за ребенком застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого составляет менее 100% от стандартной занятости в этой сфере и на соответствующей должности».

Такая редакция позволит родителю ребенка работать менее 40 часов в неделю (в случае обычной рабочей недели продолжительностью 40 часов) и не потерять пособие по уходу за ребенком. ФСС утрачивает возможность лишить человека пособия на основании предположений, что он не осуществляет уход.

Российский профсоюз моряков (РПСМ), как членская организация КТР, поддерживает заявление Конфедерации труда России и призывает Минтруд – сохранить право работающих родителей на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. 

Источник: КТР

↑ 

Наверх